Авторские права на аранжировку

icon clock 11 мин 33 сек читать
icon eye 250 просмотров
Авторские права на аранжировку

По закону любое музыкальное произведение, если в нем есть творческая составляющая, признается объектом авторского права и подлежит охране. У этого произведения есть автор, которому принадлежат личные неимущественные и исключительные права. Исключительное право автора - это право распоряжаться своим произведением, использовать его любым способом, не противоречащим закону и разрешать и запрещать другим лицам такое использование.

У инструментальных композиций, как правило, один автор - композитор. У песен их может быть два - композитор и автор текста. Интеллектуальными правами обладает также исполнитель композиции - исключительно на свое исполнение, такие права называются смежными. А когда музыкальное произведение записывается на студии звукозаписи, на сделанную запись возникают права еще у одного субъекта интеллектуальных прав - изготовителя фонограммы.

Интеллектуальные права на музыку могут возникать и у других лиц - в частности, выделяют авторские права на аранжировку, правомерное осуществление которой возможно только после получения соответствующих разрешений у авторов первоначального произведения.

Что такое аранжировка

Аранжировка, или микс, представляет собой обработку первоначальной мелодии для ее исполнения конкретным исполнителем и музыкальными инструментами или переработку музыкального произведения для другого инструмента или состава исполнителей.

С точки зрения авторского права это производное произведение, поскольку при аранжировке происходит:

  • изменение темпа, гармонии, длительности композиции;
  • добавление новых мелодических ходов.

Авторские права на аранжировку принадлежат аранжировщику, поскольку этот процесс трудоемок и безусловно является творческим. Для того, чтобы получить готовое для исполнения и записи музыкальное произведение, аранжировщик анализирует мелодию и структуру композиции, расставляет нужные для гармоничного звучания акценты, добивается баланса между всеми инструментами и голосом конкретного исполнителя.

Право на переработку

Российское законодательство относит к объектам интеллектуальной собственности все творческие произведения, вне зависимости от их достоинства и назначения. Таким образом, даже черновая версия музыкальной композиции, записанная в виде нот или на диктофон, является самостоятельным объектом авторского права. Но если автор сам не обладает нужными навыками для окончательной доработки произведения, что необходимо для его монетизации, он обращается к профессиональному аранжировщику и передает ему одно из своих имущественных прав - право на переработку произведения.

В соответствии со статьей 1266 Гражданского кодекса российской Федерации «не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений... (право на неприкосновенность произведения)». Поэтому аранжировка в обязательном порядке требует получения такого согласия и только в письменном виде. После получения согласия автора и выполнения переработки произведения возникают авторские права на аранжировку - аранжировка считается самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, но права аранжировщика по закону - производные от прав автора оригинального произведения.

Для передачи права на переработку могут использоваться разные типы договоров:

  • договор об отчуждении исключительного права;
  • лицензионный договор;
  • договор авторского заказа.

Какой из них использовать, зависит от конкретной ситуации и от устных договоренностей между автором и аранжировщиком.

Договор об отчуждении исключительного права предполагает передачу всего комплекса исключительных прав другому лицу. Автор лишается имущественных прав на свое произведение, а новый правообладатель получает возможность использовать произведение любым способом на протяжении всего срока действия исключительного права.

По лицензионному договору можно передать конкретные права, которые будут действовать на протяжении ограниченного времени.

Договор авторского заказа используется в том случае, если автор оригинального произведения заинтересован в том, чтобы все имущественные права на сделанную аранжировку принадлежали ему. В этом случае аранжировщик будет признаваться автором переработки, но не сможет ее использовать.

Аналогичные договора могут заключаться и с автором слов песни, если переработка композиции подразумевает изменение текста.


Договор авторского заказа на аранжировку

К сожалению, российские музыканты все еще редко официально оформляют отношения с аранжировщиками, что впоследствии часто приводит к конфликтам. Мы рекомендуем в обязательном порядке заключать договора со всеми лицами, которых вы привлекаете к работе над своим произведением, а оригинальное произведение депонировать до его передачи этим лицам, чтобы установить приоритет своего авторского права.

Договор авторского заказа на аранжировку - наиболее предпочтительная форма договора для первоначального автора. Регламентируется она статьей 1288 ГК РФ и позволяет после выполнения работы передать заказчику, то есть первоначальному автору композиции, все авторские права на аранжировку, за исключением личных неимущественных прав аранжировщика. Такой договор обычно является возмездным: в нем обязательно должно быть указано, сколько стоит работа. Кроме того, важным пунктом договора является срок выполнения заказа. Если он не указан, такой договор не считается заключенным.

Поделиться
icon
Контакты
© 2016-2020, АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. 10:00 - 19:00
Посмотреть на карте