Авторское право и телевидение: защита интеллектуальной собственности в мире телепередач

Опубликовано:
Актуально на: 2024-09-19
icon clock 26 мин 40 сек читать
icon eye 381 просмотр
Авторское право и телевидение: защита интеллектуальной собственности в мире телепередач

Содержание

Обзор роли авторского права в телевизионной индустрии

Основы авторского права на телевидении

Телепрограмма и телепередача как объекты авторского права

Нарушения авторских прав на телевидении и способы их предотвращения


«Минута славы», «Голос», «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?», «Адская кухня» — это лишь несколько телевизионных проектов, права на использование которых были приобретены отечественными медиакомпаниями и адаптированы под российского зрителя. В телевизионной индустрии создание и лицензирование видеоконтента считается обычной практикой, благодаря которой индустрия развивается. Но как осуществляется защита интеллектуальной собственности на телевидении? Охраняются ли авторским правом форматы телепередач, ток-шоу, телесериалы?

Обзор роли авторского права в телевизионной индустрии

Авторское право играет важную роль в телевизионной индустрии: законодательство позволяет сценаристам, режиссерам-постановщикам, композиторам, художникам-постановщикам и другим представителям этого направления защищать права на создаваемые произведения. Правообладатели могут контролировать использование своих работ, снижая вероятность их случайного копирования и распространения. В телевизионной индустрии это особенно важно, так как чаще всего создаваемый видеоконтент представляет собой коммерческую ценность.

К примеру, телеигра «Кто хочет стать миллионером» впервые вышла в эфир в Англии в 1998 году, но спустя несколько лет ее стали показывать уже в 120 странах мира, включая Россию, при этом авторские права на телешоу не были нарушены. Показ телеигры стал возможным именно благодаря лицензированию, то есть получению права использования отдельных элементов, составляющих формат шоу, для дальнейшей адаптации в своей стране. Без законодательства об авторском праве кто угодно мог бы скопировать понравившуюся передачу, не выплачивая вознаграждение первоначальным создателям. Экономическая выгода от использования охраняемых авторским правом уже созданных телепередач стимулирует создавать новый, оригинальный видеоконтент и индустрия продолжает развиваться.

Авторское право направлено на то, чтобы предоставлять правовые преференции создателям авторского контента и ограничивать других лиц от неправомерного использования произведений без ведома и согласия их авторов. При этом пиратство остается одной из самых серьезных проблем в телевизионной индустрии. Незаконное распространение видеоконтента наносит ущерб правообладателям, снижая доходы от законного его использования. Но именно благодаря авторскому праву правообладатели могут рассчитывать на защиту своих прав в суде и на возмещение причиненного ущерба.

Основы авторского права на телевидении

Уникальные элементы формата телешоу, документального фильма или спортивной передачи — все это плоды интеллектуального труда их создателей, которые следует ценить и защищать. Авторские права — одно из основных средств защиты авторских объектов творческого труда на телевидении. К примеру, автор написал сценарий, который является продуктом творческой мысли. Согласно российскому законодательству, у автора возникает исключительное право на сценарий, а также личные неимущественные права. Последние закреплены за ним бессрочно: к ним относятся право авторства, право на имя, на обнародование и на неприкосновенность произведения. Получается, он всегда будет автором написанного сценария в соответствии с правом авторства. 

Исключительное право на произведение позволяет автору контролировать, как используется его работа. Никто, кроме него самого, без разрешения не имеет права использовать его произведение каким-либо образом. Если телеканал хочет запустить шоу по сценарию автора, ему нужно получить право использования сценария для реализации проекта. Согласие автора обычно оформляется путем заключения соответствующего договора, например, лицензионного договора, при котором правообладатель предоставляет право использования произведения в рамках конкретного проекта, и тогда телеканал может использовать сценарий в своем телешоу.


Авторские права возникают по факту создания произведения, когда оно выражается в объективной форме, например, записывается на бумаге. Второе условие охраноспособности произведения — это творческая составляющая, то есть произведение должно быть уникальным и оригинальным. Но одного сценария недостаточно для создания телепрограммы или фильма: к процессу должны подключаться режиссер, художник-постановщик, видеооператор и многие другие представители креативной индустрии. У каждого из них возникают авторские или смежные права на создаваемые объекты, и создатели ТВ-шоу обычно заключают с ними соответствующие соглашения для получения исключительного права.

Телепрограмма и телепередача как объекты авторского права

Полный перечень объектов, охраняемых авторским правом, перечислен в ст. 1259 ГК РФ, к ним относятся литературные, музыкально-драматические, аудиовизуальные и другие произведения. При этом как телепередача, так и телепрограмма в перечне объектов авторского права отсутствуют. Но будут охраняться отдельные объекты, входящие в состав телепередачи, к ним относятся:

  • Сценарии — описание действий, диалоги, сюжеты и многое другое. 
  • Музыкальные произведения — композиции, созданные для использования в телевизионных программах и рекламе.
  • Графика и визуальные элементы — логотипы, заставки, визуальные эффекты, анимационные вставки и другие графические элементы.
  • Видеоматериалы — отснятые сюжеты, интервью, репортажи, хроники и другие видеозаписи.
  • Декорации — оригинальные костюмы и декорации, созданные для частных телепередач.
  • Персонажи — могут охраняться как в форме текстового описания, так и в виде изображения.

Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер, не охраняются авторским правом. К ним относятся сообщения о новостях дня, расписания движения транспортных средств, прогноз погоды и так далее. Соответственно, телепрограмма также не будет являться объектом авторского права. При этом, хотя сообщение о новости на телевидении не охраняется авторским правом, в некоторых случаях элементы телепрограммы могут быть признаны охраняемыми объектами. Например, если новостная телепрограмма будет дополнена авторским описанием действий, интервью и другими оригинальными элементами.

Если телепередача является аудиовизуальным произведением, то авторские права на нее будут принадлежать разным лицам и компаниям в зависимости от вклада в организацию создания телепередачи и условий договоров. В большинстве случаев право на телепередачу, как аудиовизуальное произведение, принадлежит продюсеру или студии, финансирующим и организующим производство. В таких случаях авторы передают исключительное право на объекты, входящие в телепередачу, на основании договоров. Например, стороны могут заключить договор об отчуждении исключительного права на произведение, при котором правообладателем произведения становится новое лицо, а первоначальный создатель больше не может использовать свою работу. Также зачастую заключаются лицензионные договоры, согласно которым, правообладатели предоставляют продюсеру или студии исключительную или неисключительную лицензию на использование своих работ.

Если авторы работают по трудовому договору в телекомпаниях или студиях, то исключительное право на произведения, созданные в рамках их служебных обязанностей, будет принадлежать работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором.

К примеру, в случае создания телесериала, как правило, сценарист, режиссер, композитор и другие авторы подписывают договоры с продюсерской компанией, которая организует и финансирует проект. По этим договорам авторы могут предоставить производителю права на использование произведения, или же передать исключительное право. В отношении документальных фильмов право создателя фильма может быть эксклюзивным, если он сам финансирует и продюсирует фильм. Однако, если фильм заказан телеканалом, то исключительное право, скорее всего, будет принадлежать телеканалу.

Помимо авторских прав при производстве фильма могут также возникнуть смежные права на объекты интеллектуальной собственности — это права, смежные с авторскими. К ним относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, а также фонограммы и сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания. 

В России, как и во многих других странах, формат телепередачи не является объектом авторского права, так как в соответствии с п.5 ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, методы и способы. При этом авторское право защищает сценарии, персонажей, дизайн и другие элементы, которые могут входить в состав телепередачи. Поэтому, если кто-либо захочет реализовать телепередачу со схожим форматом, то следует учитывать, что использование объектов авторских прав, которые входят в состав уже существующего шоу, может привести к нарушению авторских прав. Важно эти элементы разработать самостоятельно и сделать их уникальными.


Нарушения авторских прав на телевидении и способы их предотвращения

Жалобы о нарушении авторских прав на телевидении происходят регулярно, вот лишь несколько причин, из-за которых возникают спорные ситуации:

  • Копирование телепередач, фильмов, музыкальных композиций и других произведений без разрешения их правообладателей, в том числе показ фильма на телеканале без получения лицензии от правообладателя.
  • Плагиат и незаконное использование сценариев, сюжетных линий, элементов шоу без разрешения правообладателей. Нередко могут создаваться телепередачи, которые копируют оригинальные элементы формата существующих шоу без создания оригинального контента.
  • Пиратство, например, распространение новых эпизодов сериала на пиратских сайтах до официальной премьеры.
  • Превышение оговоренных условий лицензий, таких как показ за пределами лицензированной территории или после истечения срока действия лицензии.

Для защиты своих прав правообладатели телепередач должны принимать различные юридические меры. Например, правильно оформлять договоры с указанием всех условий использования контента, прав и обязанностей сторон, а также подавать иски в суд в случае нарушений для взыскания убытков и предотвращения дальнейших нарушений. 

Несмотря на все усилия, полностью исключить копирование авторских телепередач невозможно — нарушители всегда найдут способы скопировать и распространить контент. Поэтому для правообладателей крайне важно использовать комплексные подходы, включая не только юридические меры, но и технические решения. Одним из наиболее эффективных инструментов для борьбы с пиратством является система Антипиратство, которая находит все копии незаконно размещенного контента в интернете.

Система Антипиратство осуществляет поиск нарушений по всему интернету, включая не только русскоязычные, но и зарубежные ресурсы. Поиск полностью автоматизирован, что минимизирует участие пользователя в процессе мониторинга, а для обучения алгоритмов используются нейронные сети — это обеспечивает высокую точность и эффективность обнаружения нарушений.

После обнаружения копии объекта, система Антипиратство автоматически определяет контакты владельцев пиратских сайтов и направляет им досудебные претензии. Это позволяет оперативно реагировать на нарушения и предпринимать шаги по их устранению до обращения в суд. Вся статистика мониторинга фиксируется в детализированных отчетах. Система способна обнаруживать пиратские копии видео даже в случае изменение кодировки или разрешения изображения, наложения водяных знаков и других манипуляций с объектом. Скорость анализа достигает 100 ссылок в секунду.

Заключение

Авторское право защищает множество элементов телепередач, включая сцены, музыкальные композиции, графические элементы, видеоматериалы, диалоги, костюмы и декорации, дизайн студии и макеты, фотографии и многое другое. Авторские права на телепередачи могут принадлежать разным субъектам права: первоначальным авторам, продюсерам, студиям и телеканалам в зависимости от условий договоров и вклада в создание программы. Для защиты авторских прав необходимы как юридические, так и технические меры, включая мониторинг и контроль распространения копий авторских телепередач — это позволит уменьшить количество незаконных копий и защитить интеллектуальные права.


Поделиться
icon
Контакты
АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Антипиратство:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте