Что такое креативные индустрии

Опубликовано:
Актуально на: 30.09.2022 17:56
icon clock 20 мин 11 сек читать
icon eye 1442 просмотра
Что такое креативные индустрии

ООН объявила 2021 год международным годом креативной экономики. Объем рынка креативных индустрий в мире составляет около 104,2 млрд долларов, а капитализация превышает два трлн долларов. При этом каждый год оборот сектора растет на 15%.

В том же году правительством России была утверждена Концепция креативных индустрий и государственной поддержки до 2030 года. Планируется, что ее реализация увеличит долю сектора до 6% ВВП. В 2021 году была создана Федерация креативных индустрий и «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» (РЦИС).  В 2022 году из-за санкций, ухода иностранных компаний, ограничений возможностей экспорта и международного сотрудничества креативные индустрии пострадали. Но вместе с тем появились новые возможности для развития внутреннего рынка.

Что такое креативные индустрии? Как они стимулируют экономику? На какие субсидии от государства можно рассчитывать? Что происходит с креативной экономикой сейчас и на что можно рассчитывать в ближайшем будущем? — на эти и другие вопросы отвечаем в материале.

Что означает понятие «креативные индустрии»?

Что такое креативные индустрии простыми словами?

Креативные индустрии сочетают в себе создание, производство и коммерциализацию творческого содержания (определение ЮНЕСКО).

Отличительные черты:

  • В результате работы креативных компаний получается интеллектуальная собственность. Это может быть товар или услуга 
  • Товары или услуги креативных индустрий имеют высокую добавленную стоимость, то есть приносят хорошую прибыль компаниям
  • Продукты креативной индустрии легко масштабируются, особенно в онлайн-среде
  • Рынок креативных индустрий больше других подвержен пиратству

Креативные индустрии составляют «креативную экономику». По данным ЮНЕСКО, на долю креативной экономики приходится 3% от мирового ВВП. Организация назвала ее одним из самых быстрорастущих секторов экономики в мире, а Генассамблея ООН включила концепцию креативной экономики в глобальную экономическую повестку. В 2021 году медиакомпания Influencer Marketing Hub оценила объем рынка креативной экономики в 104,2 млрд долларов.

Что входит в сферу креативных индустрий?

В ООН сделали удобную классификацию из четырех основных направлений креативных индустрий. Организация придерживается ее, сотрудничая со всеми странами, включая Россию.

Профессии в секторе креативной индустрии будут востребованы ближайшие десятки лет. Об этом рассказал Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин в ходе сессии, посвященной креативной экономике в 2021 году.

Как креативные индустрии стимулируют экономику

В докладе ООН сообщается, что креативные индустрии создают условия для развития человеческого капитала, роста экономики, увеличения рабочих мест с хорошими условиями. Творческие индустрии делают вклад в сокращение неравенства, защиту окружающей среды, развитие, распространение идей принятия и инклюзивности в обществе.

Как говорилось выше, товары и услуги рынка креативных индустрий имеют высокую добавленную стоимость, то есть приносят хорошую прибыль компаниям. Поэтому сектор интересует предпринимателей и инвесторов.

К тому же многие направления сектора имеют относительно низкий барьер входа на рынок. Например, чтобы блогеру снимать ролики на YouTube, журналисту записать подкаст на Яндекс или web-дизайнеру создать сайт-визитку на Tilda, не нужно тратить огромные средства.

Благодаря этой характеристике рынка креативных индустрий доступ к потенциальной аудитории и клиентам получают широкие группы людей: женщины, лица с ограниченными возможностями здоровья, люди из провинций и деревень.  Это обеспечивает сбалансированное территориальное развитие и сохранение человеческого капитала в регионах.

Немного цифр:

По данным медиакомпании Influencer Marketing Hub, с октября 2020 года в стартапы креативной экономики было инвестировано 800 млн долларов венчурного капитала.   На сегодня объем рынка креативных индустрий в мире составляет около 104,2 млрд долларов, а к 2023 превысит 1 трлн долларов.

Из-за глобальной цифровизации, темпы роста которой подтолкнула пандемия, многие компании, чтобы не терять клиентов, стали развивать digital-направление. Также выросла потребность в оригинальном контенте. Поэтому рынок креативных индустрий еще долго будет перспективным для вложений.

Например, краудфандинговая площадка Patreon в 2021 получила 155 млн долларов от фондов Tiger Global, Woodline Partners, Wellington Management. Компания утроила свою капитализацию, достигнув отметки в 4 млрд долларов. 

Китайская компания ByteDance, которой принадлежит соцсеть TikTok, за 2021 год увеличила выручку на 70% до 58 млрд долларов.

Кто может рассчитывать на господдержку?

Согласно докладу экспертов Высшей Школы Экономики «Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития», в России пока не сложилась системная поддержка креативных индустрий.

В ряде регионов страны приняты законы или программы поддержки креативных индустрий: Закон о креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Концепция развития креативной экономики Республики Саха до 2025 года, Региональный приоритетный проект «Развитие креативных индустрий Ульяновской области с 2017 до 2020 года».

Каждый год в Крыму проводится арт-кластер «Таврида». Это образовательная платформа для молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет, которые хотят развиваться в креативных индустриях, отраслях культуры и искусства. Кластер создан в рамках национального проекта «Образование» при поддержке Федерального агентства по делам молодежи. Образовательной площадкой предусмотрены гранты. В 2021 году «по результатам грантового конкурса 67 человек получили 42 млн рублей», — сообщил руководитель арт-кластера «Таврида» Сергей Першин.

Поддержка от государства есть, но пока она точечная и локальная. Поэтому особенно актуально, что в конце апреля 2022 года Министерство культуры предложило план мероприятий в 2022−2024 годах Концепции развития творческих индустрий и механизмов осуществления их господдержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года.

Концепция направлена на то, чтобы:

  • оказать господдержку отрасли
  • вырастить долю креативной экономики с 2,4% до 6% к 2030 году
  • увеличить долю граждан, занятых в креативных профессиях с 4,6 до 15% к 2030 году

Проект пока находится на этапе обсуждения.

Какие вопросы там обсуждаются?

  • финансовое обеспечение отрасли
  • экономическое стимулирование отрасли
  • инвестиции в отрасль
  • проработка ряда мероприятий по налоговому стимулированию
  • создание налоговых условий для развития инфраструктуры (доклад поступит в правительство к концу 2022 года, и будет содержать предложения по облегчению налогов на имущество, ускоренную амортизацию, разработку программ возмещения расходов)

Также в концепции предусмотрены предложения по предотвращению пиратства: ужесточение ответственности за видеосъемку в кино и на концертах с последующей выкладкой в сеть. Запланировано проработать вопрос освобождения предпринимателей от взносов с авторских и смежных патентных прав, а также других видов прав на интеллектуальную собственность. Но раньше 2024 года ждать льгот не стоит.  

Помимо законотворческих инициатив РЦИС занимается просветительской деятельностью и способствует популяризации цифровых инструментов управления правами.

Что важно знать, работая в креативных индустриях?

Как утверждают эксперты НИУ ВШЭ, кластер креативных индустрий нуждается в творческих и предпринимательских кадрах. 

Какая ситуация сложилась в России на сегодня:

  • высокая доля импорта в креативном секторе: население России готово и может потреблять продукты креативной деятельности, но нет достаточного объема производства
  • недостаточная развитость российских креативных индустрий
  • низкие условия для творческой самореализации и развития человеческого капитала

Какая поддержка существует на сегодня?

Краудлендинговая площадка для поиска инвестиций в творческие проекты «Ко-Фи» и Национальный фонд поддержки правообладателей запустили программу поддержки креативных индустрий, которая действует до конца 2022 года.

В ней могут участвовать авторы любых направлений креативных индустрий — индивидуальные предприниматели, подтвердившие правообладание творческим контентом. Они смогут получить финансирование до 300 тыс. рублей.

«Ко-Фи» —  это краудлендинговая платформа для привлечения инвестиций в творческие проекты с гарантией возврата вложенных средств. Площадка для всех, кто хочет поддержать любимого исполнителя, режиссера или блогера, а также заработать на инвестициях.

Заключение

Креативные индустрии — это деятельность на стыке творчества и технологий. Они создают условия для развития человеческого капитала, роста экономики, а также приносят хорошую прибыль компаниям, что делает их привлекательными для предпринимателей и инвесторов.

Креативная экономика — один из самых быстрорастущих секторов экономики в мире, это 3% от мирового ВВП. Благодаря всемирной цифровизации объем рынка и капитализация сектора только растет, и эта тенденция останется актуальной в ближайшие десятилетия.

Россия представляет собой большой рынок сбыта для продуктов креативной индустрии, который пока находится на этапе освоения. 

Министерство культуры предложило план мероприятий в 2022−2024 годах по развитию творческих индустрий и господдержке до 2030 года. План пока находится на этапе обсуждения и включает много предложений по улучшению положения отрасли.

Для предпринимателей также существует программа поддержки креативных индустрий, которую запустили краудлендинговая площадка «Ко-Фи» и Национальный фонд поддержки правообладателей.

Поделиться
icon
Контакты
АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Antipiracy:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте