Самой кассовой кинокартиной новогодних каникул 2022 года стал фильм «Последний богатырь: Посланник тьмы», собравший в прокате почти 2 млрд рублей. Трактовка персонажей отличается от традиционных, например, Колобок никогда прежде не был столь агрессивным, а Кощей — рефлексирующим. Особенно интересен персонаж Бабы-яги, который трансформировался с момента первого появления в кино.
Впервые появившись на экране в 1938 году в мультфильме Зинаиды и Валентины Брумберг «Ивашко и Баба-яга», Баба-яга была полностью отрицательным персонажем. Она выглядела как патлатая старуха-отшельница, буквально пропитанная злобой. В сказке «Морозко» 1964 года к образу добавилось немного иронии и комедийности: она приплясывает, говорит прибаутками и даже дарит Ивану тулупчик со своего плеча, пытаясь казаться вежливой. В «Золотых рогах» 1972 года Баба-яга не расстается с зеркалом и постоянно любуется своей красотой, у нее появляется интерес к Лешему. С 1970-х годов на первый план вышли две основные трактовки Бабы-яги: злая и добрая. Например, в «Последнем богатыре» она готова ради благого дела одолжить ступу товарищу, при этом бывает резкой и шутит, что Ивана неплохо бы съесть.
Персонаж Бабы-яги фольклорный, установить автора, то есть кем впервые Баба-яга была придумана, невозможно. Поэтому при создании очередного образа Бабы-яги как в кинофильмах, так и в мультипликационных фильмах или литературных произведениях, не стоит говорить о нарушении чьих-либо прав. Актеры, писатели или художники опираются на каноны, поэтому все Бабы-яги будут содержать общие черты, а реализация образа будет исходить из концепции фольклорного персонажа, которая не охраняется авторским правом.
По словам Натальи Полианчик, генерального директора юридической компании IPCodex, оригинальный персонаж, созданный творческим трудом автора, например, как в «Последнем богатыре», может являться самостоятельным, охраноспособным объектом авторского права: «Для монетизации использованных персонажей, правообладатели нередко прибегают к дополнительному механизму защиты прав, регистрируя их как товарные знаки. Яркий пример правообладатель популярного мультфильма "Маша и Медведь" зарегистрировал своих персонажей в качестве товарных знаков».
Источник: Российская газета