Среди всех креативных индустрий самые высокие темпы прироста в России показали ИТ, видеоигры, дизайн и образование в креативных индустриях.
Число россиян, занятых в креативных индустриях, с 2020 по 2022 год выросло на 11% — до 2,3 млн человек. При этом прирост по всем остальным видам экономической деятельности в среднем составил 5%. Такие данные предоставил Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. В основу анализа легли данные обо всех компаниях креативных индустрий России из базы «СПАРК-Интерфакс».
Анализ показал, что креативный сектор растет быстрее, чем экономика России в целом, однако этот рост неравномерный от отрасли к отрасли и от региона к региону.
В Москве заметна приоритетная ориентированность на цифровые и медиаиндустрии. Численность занятых в ИТ и видеоиграх в столице в расчете на одного работающего во всех отраслях экономики в 3,1 раза выше, чем в среднем по России, в телерадиовещании — в 3, в рекламе и пиар-индустрии — в 2,9 раза. Приоритетная специализация в индустрии ИТ и видеоигр прослеживается и в Санкт-Петербурге, однако отрыв от среднероссийского показателя не так велик и составляет 1,5 раза. Северная столица обходит Москву по концентрации занятых в двух культурных индустриях — исполнительских искусствах, а также музеях, библиотеках и архивах.
Городские округа — миллионники демонстрируют многообразие креативных специализаций. В ряде индустрий — цифровых (ИТ и видеоигры), прикладных (мода, архитектура) и культурных (исполнительские искусства) — в них прослеживается более высокая, чем в среднем по России, численность занятых в расчете на одного работающего во всех отраслях экономики.
Такие изменения могут свидетельствовать не только о цифровизации экономики, но и о более фундаментальных изменениях рынка и потребительского поведения: новых технологиях распространения информации, тренде на универсальность и мультидисциплинарность.
Источник: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ