Авторские и смежные права музыкантов: композиторов и исполнителей

Опубликовано:
Актуально на: 19.12.2022 17:52
icon clock 23 мин 22 сек читать
icon eye 393 просмотра
Авторские и смежные права музыкантов: композиторов и исполнителей

Песня на радио, релиз на стриминговой площадке или саундтрек к фильму — каждое музыкальное произведение охраняется законодательством. Авторские права композитора и исполнителя возникают в момент создания их произведения: такая форма правовой защиты позволяет только автору использовать свою работу, а также разрешать или запрещать это делать другим. Что представляют собой авторские и смежные права и нужно ли их регистрировать?

Авторские права музыкантов и композиторов

Авторское право — это право собственности на творческое произведение. Оно дает владельцу право распоряжаться созданной работой, например, лицензировать для рекламы, а также разрешать другим использовать произведение и передавать на него права. Авторское право на музыкальное произведение возникает с момента его фиксации на материальном носителе: например, когда песня записывается на компакт-диск или в аудиофайл на компьютере.


Несмотря на охрану произведения авторским правом, в спорных ситуациях могут потребоваться доказательства прав на объект, поэтому авторство можно и нужно зафиксировать, например, через цифровое депонирование, о котором поговорим ниже.

Термин «музыкант» имеет широкое значение: это может быть лицо, написавшее мелодию, сыгравшее гитарную партию, исполнившее песню. Авторские права возникают у композитора — автора музыкального произведения. Диапазон, в котором творит композитор, очень велик: от музыки для симфоний и джазовых ансамблей до композиций для телевидения, радио и кино.  

Композитору принадлежат личные неимущественные права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность
  • право на обнародование

Эти права неотчуждаемы и всегда закреплены за ним. Если композитор написал музыку, он всегда будет считаться ее автором и, например, вправе требовать упоминания его имени при дальнейшем использовании произведения, так как это его право на имя.

Также у автора при создании музыки возникает исключительное право — это имущественное право, связанное с любым использованием композиции: воспроизведением, то есть созданием одного или нескольких экземпляров объекта, продажей, передачей прав, публичным показом, лицензированием, переводом и любой другой переработкой произведения. 

Исключительное право можно передать другому лицу. Например, если автор хочет предоставить свою песню для использования на телевидении, то может заключить лицензионный договор, в соответствии с которым компания сможет использовать композицию на ограниченных условиях (например, в течение 5 лет). При продаже песни используется договор об отчуждении исключительного права, подразумевающий переход полного объема прав от одного правообладателя к другому.

Исключительное право действует при жизни автора и 70 лет после его смерти — по истечении этого срока музыкальное произведение переходит в общественное достояние. Личные неимущественные права бессрочны.

Смежные права исполнителей и других участников

Смежные права — это права, которые возникают у исполнителей, создателей фонограммы, эфирных и телевещательных организаций, публикаторов на созданные ими результаты интеллектуального труда. О смежных правах и их правовой охране более подробно мы рассказывали в этой статье.

Например, тот, кто написал композицию и текст к ней, будет обладать авторскими правами, а тот, кто решил исполнить — смежными. Для возникновения смежных прав не нужно соблюдать какие-либо формальности: как и авторские, они возникают с момента создания исполнения. При этом, чтобы исполнить песню, требуется согласие владельца объекта авторского права.


Нельзя просто взять песню другого автора и публично сыграть ее без разрешения, это будет нарушением авторского права и за это следует ответственность.

Аранжировщик — лицо, переработавшее музыкальную композицию. Например, изменил темп, длительность или мелодические ходы. Так часто делают диджеи. Результат работы аранжировщика считается производным произведением: для его создания обязательно нужно получать согласие правообладателя (ст. 1260 ГК РФ). После того, как автор получил согласие и создал аранжировку, у него тоже возникают авторские права на новый объект.

Срок действия авторских и смежных прав в музыке различается. Как мы написали выше, исключительное авторское право действует при жизни автора и 70 лет после его смерти. Срок действия смежных прав на исполнения равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом первого обнародования исполнения. Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи: если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Теоретически срок охраны может достигать 99 лет.

Нужно ли музыканту регистрировать авторские права?

По российскому законодательству авторские права возникают автоматически при создании произведения. Для защиты авторских прав на музыку произведение должно соответствовать двум критериям: выражено в объективной форме, например, в виде записи на компьютере, а также обладать творческой составляющей. Поэтому формально авторские права в регистрации не нуждаются.

Несмотря на это, музыканты часто сталкиваются с нарушением авторских прав на музыку: копированием фрагментов мелодий, использованием в кино и маркетинге без разрешения, присвоением авторства и так далее. В подобной ситуации требуются правоподтверждающие документы, которые доказывают, кем было создано произведение. Даже социальные сети при рассмотрении жалоб требуют доказательства авторства, поэтому музыкальный объект можно депонировать через n’RIS. Процедуру зачастую называют альтернативой регистрации авторских прав, которая в России для музыкантов не предусмотрена.

Цифровое депонирование — это фиксация авторства путем загрузки произведения в защищенную ячейку. Процедуру можно сравнить с хранением ценных документов в банковской ячейке. Автор загружает музыкальный файл с песней в любом удобном формате, например, MP3, описывает объект и оплачивает его хранение. При загрузке фиксируются дата и время: так формируется временной приоритет, который доказывает, что объект был создан конкретным лицом раньше.

Депонировать можно любое музыкальное произведение: песни, биты, джинглы, гитарные и вокальные партии, звукозаписи и даже черновые наброски будущей композиции. При загрузке музыкального произведения информация о транзакции попадает в Общественно-государственную блокчейн-инфраструктуру управления интеллектуальными правами — «сеть РЦИС.РФ», созданную специально для сферы интеллектуальной собственности. Это значит, данные о времени создания объекта, а также саму композицию нельзя как-либо изменить или подделать.

Автору выдается свидетельство о депонировании, в котором помимо даты загрузки указываются имя и фамилия автора, идентификационный номер, а также штамп даты и времени аккредитованного удостоверяющего центра КриптоПро, который может использоваться для защиты авторских прав на территории России и стран СНГ. Можно заказать свидетельство со швейцарским штампом OriginStamp для защиты авторских прав в ЕС и США.

Какие правовые документы защищают права музыкантов

Основной документ, регулирующий авторские права музыкантов в России — Гражданский Кодекс. Четвертая часть посвящена охране и защите интеллектуальной собственности. В ней подробно описано, сколько действуют права автора, через какие договоры их можно передать, что подразумевается под воспроизведением произведения, последствия за нарушение исключительного права и так далее.

Россия — страна-участница международных соглашений, связанных с охраной произведений авторских и смежных прав: например, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, а также Всемирной конвенции об авторском праве. О российских и международных источниках авторского права подробнее можете узнать в этой статье.

Правовой институт коллективного управления интеллектуальными правами

О том, что автору принадлежит исключительное право на его работу, и он может реализовывать его любым способом, мы написали. Но управлять своей интеллектуальной собственностью не всегда удобно, не все владельцы авторских прав разбираются в тонкостях этой сложной темы. Именно для того, чтобы помогать авторам и правообладателям реализовывать свое творчество, эксперты объединились в организации коллективного управления правами (ОКУП).

Например, автор написал песню, которая стала хитом. Ее хотят вещать по радио или лицензировать для рекламных проектов. Желающих очень много, поэтому общаться с каждым может быть затруднительно. К тому же, необходимо договориться об условиях сделки, грамотно составить договоры, а также контролировать правомерное использование композиции в дальнейшем. Защиту авторских прав на музыкальные произведения можно упростить, если обратиться в ОКУП.

ОКУП — посредник между правообладателем и пользователями. Организация помогает предоставлять лицензию, отслеживает правомерное использование объекта, оказывает необходимую юридическую поддержку в спорных ситуациях. Одна из главных задач ОКУПа: сделать автоматическим и упорядоченным процесс сбора и выплаты вознаграждения за использование произведений автора.

В России действуют несколько аккредитованных организаций по коллективному управлению правами:

  • РАО (Российское Авторское Общество)
  • РСП (Российский Союз Правообладателей)
  • ВОИС (Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности)

Подробнее о том, как работает коллективное управление авторскими и смежными правами, а также чем занимается каждая из организаций, можно узнать в статье.

Кроме обращения в ОКУП можно самостоятельно реализовывать сделки по продаже музыки через IPEX — цифровую платформу для покупки и продажи прав на музыку. Через нее можно загрузить музыкальную композицию и установить свои условия по продаже прав на объект. Сделки между правообладателем и покупателем совершаются прямо на платформе по заранее подготовленной форме, поэтому не нужно самостоятельно составлять договор о передаче прав и распечатывать соглашение. На заключаемом договоре ставится электронная подпись с помощью кода, который приходит сторонам в SMS.

Музыкант может предоставить права на свое произведение как частично, через исключительную или неисключительную лицензию, так и в полном объеме через договор об отчуждении исключительного права. Отчуждение также зачастую называют «продажей прав», так как после сделки автор больше не может распоряжаться правами на произведение и полностью передает их другому лицу. Кроме того, автор сам выбирает способы использования своей работы: например, разрешает использовать в рекламе или пускать в прокат.

Авторские и смежные права не требуют соблюдения каких-либо формальностей: охрана произведений наступает в силу создания оригинальной работы. При этом может быть полезно зафиксировать авторство на созданное произведение, чтобы в будущем иметь подтверждение более ранней даты создания объекта. О том, как это сделать, рассказали в статье.

Поделиться
icon
Контакты
АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Antipiracy:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте