Танец как объект авторского права

16.06.2022 11:00
icon clock 27 мин 7 сек читать
icon eye 176 просмотров
Танец как объект авторского права

Когда задумываешься об объектах, защищенных авторскими правами, на ум приходят фильмы, музыка, литературные произведения — а что насчет танцев? Их можно рассматривать как форму искусства, сочетающую оригинальное выражение хореографии, ритмических и пластических наборов движений. Многие сходятся во мнении, что танец должен охраняться авторским правом. Так ли это, и что представляют собой хореографические произведения как объект авторского права?

Что такое хореографическое произведение

Хореографическое произведение — это совокупность последовательных спланированных движений человека, создающая цельный хореографический образ и сопровождаемая музыкой. В гражданском законодательстве РФ ‎хореографические произведения отнесены к охраняемым объектам авторских прав наряду с произведениями литературы, науки и искусства (ст. 1259 ГК РФ). Произведение будет охраняться как частично, так и полностью.

Танец, включающий пластические и ритмические движения, можно отнести к хореографическому произведению. Но как понять, какой танец будет охраняться авторским правом, а какой — нет? Есть ли разница между танцевальными движениями в клубе, постановкой в театре или танцах в музыкальном клипе?

Чтобы хореографическое произведение охранялось авторским правом, оно должно обладать двумя признаками:

  • выражено в какой-либо объективной форме, например, это может быть звуко- и видеозапись, изображения, текстовая форма
  • иметь творческую составляющую

Для охраноспособности слово «‎произведение» играет немаловажную роль, так как произведение — это результат творческой работы автора, с сюжетом и в виде законченного продукта. Хореографическое произведение наряду с фильмами, перформансами и романами может иметь завязку, кульминацию и развязку, то есть единую композицию с выраженной идеей, образами, героями, стилем и посылом. Импровизированные танцы в клубе с натяжкой подойдут под определение «хореографического произведения».

Более того, хореографическое произведение может включать не только танец, но и аудиовизуальное шоу, номера певцов, театральные сцены и так далее. Поэтому танец, как часть хореографического произведения, будет охраняться авторским правом.

Авторские права на хореографическое произведение принадлежит хореографу или другому автору, который занимается его постановкой. Если в создании хореографического произведения принимали участие несколько хореографов, они будут соавторами независимо от того, кто и какую часть внес в конечную работу. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения (ст. 1258 ГК РФ).

Как защитить авторское право на танцевальную постановку

Заявить хореографу об авторских правах на танец не так просто, как, например, поэту, написавшему стихотворение. Как указано выше, танец как объект авторского права должен быть выражен в объективной форме. Есть несколько способов выразить танец:

  • Сделать письменное описание танца в максимальных подробностях (хореографам известно название каждого движения). Описание не должно быть слишком общим, иначе права на него доказать не получится
  • Записать танец на видео. Здесь важно понимать, что создатели этого видео (оператор, монтажер и пр.) могут быть признаны соавторами в том случае, если в запись видео был внесен творческий вклад с их стороны (п. 2 ст. 1228 ГК РФ). Если оператор только нажимает на кнопку и лишь контролирует съемочный процесс, соавтором он признан не будет. Можно сделать запись самостоятельно, установив камеру на штатив. Обязательно установите дату и время съемки таким образом, чтобы они отобразились на записи
  • Сделать последовательные фотографии каждого движения и, опять же, сфотографировать самостоятельно, например, через таймер, не привлекая для этого других лиц

По гражданскому законодательству регистрировать авторские права не нужно, они возникают в момент создания произведения. Несмотря на то, что авторские права не требуют регистрации, в случае возникновения спорных ситуаций автору могут потребоваться доказательства авторства, поэтому их можно и нужно зафиксировать. Например, все чаще возникают спорные ситуации в TikTok, где танец молниеносно разлетается по социальной сети, копируется и повторяется тысячами пользователей, из-за чего трудно установить, кто был первоначальным создателем.

Если возникнет ситуация, при которой кто-то присвоит авторство танца или его скопирует, автору понадобятся доказательства, что именно он был его создателем. Поэтому создатели все чаще прибегают к электронному (цифровому) депонированию своих работ, то есть фиксации авторских прав. В n’RIS задепонировать произведение можно за несколько минут.

При депонировании автор помещает файл в защищенную цифровую ячейку, содержимое которой недоступно третьим лицам. В ходе процедуры фиксируются авторство, дата и время регистрации. Загружаемый файл может содержать последовательные фотографии танца, видеозапись или текстовое описание движений. Если авторами танца были несколько хореографов, при депонировании можно указать соавторов и процентное соотношение их долей в произведении. После загрузки файла автор получает свидетельство о депонировании — оно станет правоподтверждающим документом авторства на объект.

Смежные права: когда у танца несколько авторов

Первоначально авторские права на танец принадлежат тому, кто его создал — хореографу. Чтобы танец был донесен до зрителя, его должен кто-то исполнить (станцевать). Так возникают смежные права — это права, смежные с авторскими. Смежные права на исполнение могут принадлежать танцору, но могут и принадлежать театру, в том случае если с танцором заключен трудовой договор (тогда он создает «служебные исполнения», за что ему выплачивается вознаграждение).

Смежное право возникает при постановке театрально-зрелищного представления (спектакля) у режиссера-постановщика, и оно также может принадлежать театру, как и в случае с танцором, если это служебный объект.

Между авторскими и смежными правами нет разницы с точки зрения оборота. Регистрировать смежные права не нужно, они возникают в момент, когда авторский объект становится доступным для восприятия. Например, хореографу, создавшему танец, будут принадлежать авторские права, а театру, на базе которого был реализован танец — смежные права.

Для реализации смежных прав нужно согласие от автора хореографического произведения — хореографа. Если предварительно не получить разрешение на использование объекта авторских прав, это будет считаться нарушением. Обычно согласие получается путем заключения лицензионного договора, при котором права на объект (танец) переходят ограниченно, например, сроком на 5 лет.

Примеры защищенных хореографических произведений

Авторское право на хореографическое произведение распространяется в любом случае, если оно выражено в объективной форме и имеет творческую составляющую. Некоторые работы хореографов стали настолько известны, что если кто-то реализует их работу в своем произведении, очевидно это будет считаться плагиатом.

Например, в 1983 году Майкл Джексон представил Thriller — один из самых знаменитых музыкальных клипов в истории. Музыкант сотрудничал с хореографом Майклом Питерсом, который создал уникальный танец зомби Thriller, мгновенно захлестнувший мир и до сих пор остающийся важной частью поп-культуры. Несмотря на то, что миллионы людей исполняют танец, правообладатели не подают иски о нарушении прав. Другой вопрос — если бы кто-то скопировал Thriller и исполнил в коммерческом ролике, это стало бы нарушением прав авторов.

В 2009 году Бейонсе заставила толпы людей двигаться под песню Single Ladies. Танец из клипа был создан хореографом Жакель Найтом по мотивам танца Боба Фосса, который исполнила американская танцовщица Гвен Вердон на шоу Эда Салливана в 1969 году. Несмотря на то, что многие заметили сходство оригинального выступления с танцем Бейонсе, на деле получилось два разных произведения.

В результате в 2021 году Жакель Найт стал первым в истории хореографом, защитившем права на танцевальные движения из Single Ladies. Он также ставил хореографию для клипа Lemon рэп-рок-группы N.E.R.D. и Рианны, а одна из его последних вирусных работ — клип WAP от Cardi B и Megan Thee Stallion. Сейчас Найт находится на завершающей стадии регистрации всех своих известных работ.

Другой резонансный случай произошел с танцевальными работами Марты Грэм —  известной американской танцовщицей и хореографом. Согласно завещанию, после ее смерти авторские права на хореографию должны перейти к фотографу Рону Протасу.  Несмотря на это, основанная ею школа «Центр современного танца Марты Грэм» продолжала использовать и хореографию танцовщицы, и товарный знак с ее именем несмотря на недовольство Протаса. После долгой судебной тяжбы в 2002 году Федеральный окружной суд США постановил, что авторские права на 45 танцев принадлежат Центру, 10 из них считаются общественным достоянием, 5 закреплены за лицами, для которых они были созданы, и лишь один танец принадлежит Протасу.

Суд установил, что Грэм работала сотрудницей Центра с 1956 по 1991 год — в этот период ей платили зарплату, поэтому созданные ею работы считаются служебными произведениями, права на них принадлежат Центру. Теперь Центр выдает лицензии на балеты Марты Грэм профессиональным танцевальным труппам и учебным заведениям. Все проекты лицензирования управляются профессиональным регистратором, выбранным и обученным Центром.

Случаи плагиата в хореографии

Плагиат — это частичное или полностью копирование оригинальной работы автора, при котором плагиатор ссылается на себя, как на автора новой работы. В любом творчестве случается плагиат, в том числе в хореографии.

Немецкий артист балета Курт Йосс показал, как нужно защищаться от плагиата.  После того, как 6 сентября 1951 года в кинотеатрах был показан мюзикл «Сенсация в Сан-Ремо» с Марикой Рёкк в главной роли, хореограф подал иск о временном запрете на показ фильма в его оригинальной версии в кинотеатре «Лихтбург» в городе Эссен. Он потребовал, чтобы сцена под названием Die Sittlichkeit kommission («Комиссия по нравственности») была удалена из фильма, так как движения людей, одетых в черное, были поразительно похожи на образы из его балета Der grüne Tisch («Зеленый стол»).

Окружной суд Эссена не заставил себя долго ждать: 26 сентября 1951 года продюсерской компании было приказано вырезать соответствующую сцену из фильма. Несмотря на заявления под присягой Рёкка, режиссера Георга Якоби и продюсера Рольфа Мейера о том, что они абсолютно ничего не знали о Der grüne Tisch, суд постановил, что существует «высокая вероятность того, что сцена за столом частично заимствована из танцевальной драмы Курта Йосса».

Другая дискуссия о танцевальном плагиате возникла после выпуска Бейонсе музыкального Countdown в 2011 году. Певица якобы заимствовала хореографию из двух произведений искусства бельгийской танцовщицы Анны Терезы Де Кеерсмакер: Achterland 1994 года и Rosas danst Rosas 1997 года. Бейонсе признала, что движения в видео были созданы под влиянием балета Де Кеерсмакер, отметив, что это не был ее единственный источник вдохновения.

Даниил Глейхенгауз, российский тренер и постановщик программ по фигурному катанию, сделал для фигуристки Алины Загитовой номер на песню Bad Guy исполнительницы Билли Айлиш для тура японских ледовых шоу Fantasy on ice. По окончании двухнедельного тура видео с выступлением попало в Интернет. Его сразу заметила американская танцовщица и хореограф Джоджо Гомез, написав в социальных сетях: «То чувство, когда твоя хореография для Bad Guy украдена и транслируется по национальному телевидению. Даниил Глейхенгауз, я польщена, что так вдохновила вас, но в следующий раз просто наймите меня и забронируйте мне рейс в Японию вместо того, чтобы воровать идею».

Вопрос авторских прав на танец все чаще возникает в социальной сети TikTok. В марте 2021 года американская певица и танцовщица Эддисон Рэй появилась на шоу Джимми Фэллона, где исполнила восемь танцев, популяризированных через платформу. Зрители быстро отметили, что большинство показанных танцев были созданы другими танцорами, а Рэй была в центре внимания благодаря чужим заслугам. Позже, чтобы исправить негодование танцоров, Фэллон пригласил на шоу создателей танцев обсудить их творческий процесс и исполнить танцевальные номера (хотя и виртуально).

Создание танца требует много усилий от автора, поэтому крайне важно знать о том, какие авторские права есть у танцоров, хореографов и других создателей хореографических произведений. Чтобы защитить работу от плагиата и копирования, следует фиксировать ее через видеозапись, фотографии или текстовое описание, затем депонировать — в спорных ситуациях документ о депонировании станет одним из доказательств принадлежности прав на ваш танец.

Поделиться
icon
Контакты
АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Antipiracy:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте