Авторские права на ароматы

Опубликовано:
Актуально на: 2024-02-22
icon clock 11 мин 20 сек читать
icon eye 376 просмотров
Авторские права на ароматы

А вы знаете, сколько стоят самые дорогие ароматы в мире? 215 тыс. долларов — цена за 500 мл парфюма Clive Christian No. 1 Imperial Majesty Perfume, флакон которого изготовлен из хрусталя, украшен золотом и бриллиантом! А за 3 литра аромата Shumukh из Эмиратов, состав которого включает 3 тыс. компонентов, а флакон выполнен из кристалла, серебра, золота и 3,5 бриллианта, придется выложить уже 1,3 млн долларов.

Парфюмерия — богатая и востребованная индустрия, где необходимо разбираться в своих интеллектуальных правах и уметь их грамотно защищать. В новой статье блога n'RIS рассказываем о том, как охраняются ароматы, существует ли «авторское право на аромат» и как гарантированно защитить парфюмерную композицию. 

Аромат как объект авторского права

Чтобы аромат считался объектом авторских прав, он должен быть создан творческим трудом и иметь объективную форму выражения. В мировой практике неоднократно поднимался вопрос относительно того, можно ли считать объектом авторских прав парфюм. За рубежом выносились единичные судебные решения, по которым парфюм признавался объектом авторских прав, например, в США и во Франции. Но сегодня в России существует единая точка зрения: парфюм не имеет объективной формы выражения, установленной российским законодательством, поэтому не может быть признан объектом авторских прав.

Такие права не признаются, их нельзя передать или защищать, и депонировать аромат не имеет смысла. Но не все потеряно, парфюм в нашей стране можно зарегистрировать в качестве изобретения и товарного знака.  

Мировая практика

Защита ароматов авторскими правами — спорная тема. Например, во Франции кодекс интеллектуальной собственности не исключает возможность защиты ароматов авторскими правами, но судебная практика неоднозначна в этом вопросе. Во многих странах, включая США, ЕС и Японию, ароматы также могут быть зарегистрированы в качестве изобретений (химический состав духов, а не сам запах) и защищены патентами, а также в качестве товарного знака (запах, который является характеристикой товара, а не самим товаром), если удовлетворяют определенным критериям.


Аромат как объект патентного права

Согласно ст. 1350 ГК РФ, парфюм является техническим решением в области парфюмерии, относящимся к продукту, и может быть зарегистрирован в качестве изобретения, и получить правовую охрану. Для этого он должен отвечать следующим признакам:

  • новизна — обусловлена использованием новой рецептуры
  • изобретательский уровень — тем, что ранее полученное изделие нигде не применялось
  • промышленная применимость — можно начать изготавливать

Сама процедура получения патента на изобретение состоит из следующих этапов: составление и подача заявки, формальная экспертиза, экспертиза по существу,  вынесение решения и регистрация. Срок регистрации и выдачи патента составляет 34 месяца. Подача заявки уже дает право приоритета при появлении схожих технических решений, а патент охраняется законом.

Ввоз, изготовление, применение и/или продажа изобретения без разрешения правообладателя — это серьезное правонарушение, которое может привести к юридическим последствиям. Правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещение убытков или выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения. Кроме того, нарушитель может быть привлечен к административной или уголовной ответственности в зависимости от характера и последствий нарушения. 

Товарный знак на аромат

Еще аромат можно зарегистрировать в качестве товарного знака, но этот вариант защиты категорически не подходит для производителей и разработчиков парфюмов и духов.

Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров и/или услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные, звуковые, световые, изменяющиеся, голографические, осязательные, позиционные, обонятельные, вкусовые обозначения или их комбинации.  

Чтобы ваше обонятельное обозначение было зарегистрировано Роспатентом, оно должно быть описано точно, ярко и полно, и соответствовать следующим критериям:

  • аромат не должен быть свойством самого товара (пример удачного обонятельного товарного знака— «запах свежескошенной травы» для теннисных мячиков) 
  • аромат не может являться функцией или неотъемлемой частью заявленного товара (например, духов) 
  • запах должен ассоциироваться у потребителя с конкретным товаром или услугой (необязательное требование, но повысит шансы на регистрацию. Одни из самых известных примеров — запахи в сетях магазинов Massimo Dutti и LUSH)

Исключительное право на товарный знак охраняется законом, и правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации в двойном размере от стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или двукратной стоимости правомерного использования товарного знака, или компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения.

Обонятельные товарные знаки являются нетрадиционными и редко встречающимися, поэтому практика споров в России по ним еще не сложилась. Пока сложно предсказать, насколько точно можно будет выявить использование аромата, сходного до степени смешения с обонятельным товарным знаком, если химические формулы парфюмов будут разными.

Поделиться
icon
Контакты
АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Антипиратство:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте