Содержание
Какие фотографии охраняются авторским правом
Когда чужие снимки использовать нельзя
Когда можно использовать фотографии, не нарушая авторских прав
Интернет создал иллюзию, будто любое размещенное изображение можно использовать без разрешения автора. Многим фотографам знакома ситуация, когда их творчество разлетается по поисковым сайтам, социальным сетям, Telegram-каналам, различным сообществам, причем используется не просто для информационного сопровождения материалов, но и в коммерческих целях.
Фотографии не всегда считались произведением искусства, в круг охраняемых произведений их включили лишь в 1928 году. Теперь, вне зависимости от условий, при которых сделана фотография, качества ее техники или факта обнародования в публичном ресурсе — это объект авторского права, которому предоставляется охрана по российскому гражданскому законодательству (ст. 1259). Согласно этой же статье, охраняться будет не только сам объект интеллектуальной собственности (ОИС) целиком, но и все его части. Что еще включает в себя правовая защита фотографий?
Сегодня авторские права на фотографии признаются в нашей стране той же степени, что и на любые другие объекты литературы и искусства, и не имеют никаких особенностей с точки зрения их охраны.
На этот вопрос можно ответить одним словом - любые. Это не зависит ни от качества работы, ни от ее формы, ни от того, где она размещена:
Самое распространенное заблуждение - о том, что авторские права на фотографии в интернете не действуют. Это не так. У каждого произведения есть автор. И только автор может разрешать или запрещать использовать свое творчество. Даже если он не указал своего имени на снимке. Фотография, как объект авторского права, охраняется с момента ее создания и вне зависимости от того, были ли эти права тем или иным образом обозначены автором при публикации снимка.
Чужую интеллектуальную собственность нельзя использовать без разрешения автора. Одно из исключений - использование ОИС «при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения» (ст. 1272 ГК РФ). Например, вы можете скачать в свой телефон фотографию какого-либо объекта, чтобы было проще его потом найти. Еще один случай, предусматривающий использование произведения без разрешения автора, обозначен в статье 1274, разрешающей так называемое «цитирование». Тут есть ряд нюансов. Во-первых, закон не определяет круг объектов, которые вообще можно цитировать, подразумевая в первую очередь литературные произведения. Во-вторых, чтобы не нарушить авторское право на фото, нужно соблюсти ряд условий:
Третий случай, когда передача исключительных авторских прав на фотографии по закону не требует получения разрешения автора, это создание пародий и карикатур. Пародии и карикатуры - это переработанные произведения; в общем случае для переработки оригинала необходимо разрешение его автора. Но в случае пародий закон делает исключение.
Автор может распоряжаться своими снимками любым способом, в том числе размещать их на специализированных электронных ресурсах с лицензией, предусматривающей передачу прав на использование этих снимков третьим лицам на определенных условиях. Такие фото можно использовать, не запрашивая каждый раз разрешение непосредственно у автора или правообладателя. Но при этом обязательно иметь в виду, что по лицензии может передаваться разный объем прав. Это могут быть права на использование фотографий:
Вы можете свободно брать снимки, распространяемые по лицензии, но с обязательным соблюдением тех условий, которые подразумевает тот или иной вид лицензии.
Один из самых распространенных в интернете вопросов, как узнать, защищена ли картинка авторскими правами, не имеет смысла. Любая «картинка» подлежит правовой охране. Смысл в том, что многими из них можно пользоваться, не спрашивая разрешения. Такие работы можно найти в фотобанках и на фотостоках, в Википедии, на некоторых других ресурсах.
Некоторые крупные фотобанки, кстати, разрешают многие снимки брать для редакционного использования бесплатно - только не скачивая их, а вставляя напрямую на сайт или в блог с помощью функции embed.
Свободно можно использовать и те работы, которые уже перешли в общественное достояние. Речь идет о фото, с момента смерти авторов которых прошло уже более 70 лет. Естественно, поскольку самой технике чуть менее 100 лет, таких снимков очень мало.
Чтобы предотвратить саму возможность того, что кто-то воспользуется вашей работой без разрешения, можно размещать водяные знаки, как это делают крупные фотобанки. Но это, во-первых, искажает внешний вид произведения, а это не всегда допустимо, а, во-вторых, не помешает использовать какую-то его часть или даже целиком - часто водяные знаки можно убрать с помощью фоторедакторов.
Чтобы зафиксировать авторское право фотографа и обеспечить себя доказательствами своего авторства, применяется депонирование. Депонирование подтверждает факт того, что фото принадлежало вам на конкретную дату, то есть устанавливает приоритет авторства. При депонировании автор или правообладатель получает свидетельство, которое впоследствии можно предъявить в суде или приложить к досудебной претензии.
Если фотограф хочет подтвердить авторские права сразу на несколько своих работ, например, на портфолио из 30 лучших снимков, он может воспользоваться онлайн-сервисом Арт Клауд, который работает по подписке. Автор выбирает тариф Start, Master или PRO исходя из объема хранилища (200 Мб, 1 Гб или 5 Гб), и загружает нужное количество объектов. Обратите внимание, что при оформлении годовой подписки можно сэкономить до 25% стоимости услуги.
При обнародовании фотографий путем предоставления доступа к изображениям на объект проставляется QR-код с информацией об объекте, авторе и дате загрузки. Содержание портфолио всегда актуальное, доступно удаление старых загруженных фотографий и добавление новых. Также на каждую фотографию в случае необходимости можно заказать свидетельство, подтверждающее авторские права.
Еще один способ защиты, менее удобный, но тоже рабочий, это нотариальное удостоверение владения документом. В этом случае снимки надо будет распечатать и с распечатками обратиться к нотариусу, который заверит их штампом и подписью. Опять же, позволяет зафиксировать приоритет авторства.
В качестве доказательств в судебных спорах признаются также оригиналы снимков с метаданными (EXIF) или, если итоговое изображение было получено с применением обработки или коллажирования, рабочие файлы со слоями в форматах Adobe Illustrator и Adobe Photoshop.