Содержание
Защита так называемого сложного объекта
Защита прав на товарный знак игры
Интеллектуальные права на игру нарушены: какова ответственность
Компьютерные и настольные игры относятся к специфической категории объектов интеллектуальных прав, которые российское законодательство называет сложными объектами. Сложный объект включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Поэтому авторские права на игры изначально принадлежат обычно нескольким лицам - дизайнерам, художникам, программистам и т.п. Но в отношении подобных объектов действуют специальные нормы права. Статья 1240 Гражданского кодекса РФ выделяет особого субъекта правоотношений - лицо, организовавшее создание сложного объекта. Такое лицо получает все исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав сложного объекта «на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности»; у авторов этих результатов интеллектуальной деятельности остаются их личные неимущественные права - право авторства, право на имя и др.
Поэтому авторское право на компьютерные игры часто принадлежит юридическому лицу - организатору создания продукта, финансировавшего проект, нашедшего исполнителей, предоставившего исполнителям все необходимые ресурсы. Связано это с тем, что организовать создание дорогого, сложного объекта проще компании, чем частному лицу. То есть юридическое лицо является правообладателем. Авторами игр (обладателями личных неимущественных прав) могут быть только физические лица. Касается это и настольных игр.
Когда вы заключаете с исполнителями договоры о создании отдельных элементов игр, эти договоры обязательно должны включать раздел о передаче прав. По закону авторское право на компьютерную игру (пока мы говорим только об исключительных - имущественных - правах) исполнитель отчуждает в пользу заказчика в полном объеме, если некий элемент создается именно для данного сложного объекта (игры). Поэтому заключается или договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор, предусматривающий передачу права на весь срок его действия и на всей территории РФ. В отдельных случаях - по договоренности сторон - договоры могут предусматривать и иные условия. Таким образом защищаются имущественные права лица, организовавшего создание сложного объекта (ст. 1270 ГК РФ):
Передача авторского права на настольные игры осуществляется в аналогичном объеме и порядке.
Важно отметить, что, помимо имущественных прав, правообладатель получает еще одно важное право - указывать свое имя на сложном объекте или его упаковке.
Какие элементы игр вообще подлежат защите:
Сюжет и правила игры не могут охраняться ни авторским, ни патентным правом. Об этом прямо сказано в законодательстве РФ.
Мы постарались подробно рассказать о том, как получить авторские права на игру человеку или компании, которые организовали ее разработку. А как же быть с авторами? Надо ли им как-то регистрировать свои права, ведь изначально именно авторы являются обладателями абсолютно всех прав на создаваемые ими творческие объекты?
По законам РФ для возникновения авторских прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. На практике авторы регулярно сталкиваются с тем, что их права нарушаются, а контент - используется незаконно, без разрешения. Поэтому объекты авторских прав часто депонируются. Депонирование - простейший способ зафиксировать первоначальное авторство. Делается это сразу после создания произведения, до передачи или демонстрации его другим лицам, то есть в тот момент, когда произведение имеется только у вас. Таким образом устанавливается приоритет владения объектом, что является косвенным подтверждением авторских прав. Депонент получает свидетельство, где указано название и описание объекта, личные данные автора и время депонирования.
Помимо договоров, свидетельств о депонировании, патентов на промышленный образец или изобретение, элементы игры могут быть защищены товарным знаком. В отличие от авторских прав на игры товарный знак оформить дороже и сложнее, но если вы реализуете сложную разработку, в этом есть смысл. В качестве товарного знака можно зарегистрировать следующие элементы:
Поскольку регистрация товарного знака может длиться долгое время, обезопасить себя на этот период можно также с помощью депонирования, поскольку свидетельство о депонировании объекта интеллектуальной собственности можно оформить в течение одного дня.
Как и авторское право на настольные игры и цифровые продукты, право на товарный знак запрещает его использование другим лицам без разрешения правообладателя. На практике это дает широкие возможности по получению дополнительной прибыли - от сувенирной продукции, аксессуаров, игрушек и др.
Вопрос о том, как получить авторские права на игру, если вы являетесь и единственным ее автором и создателем, не требует особых разъяснений. Чтобы защитить свои права, вы точно так же депонируете, патентуете и регистрируете в качестве товарных знаков отдельные элементы продукта.
Ответственность, которую может понести нарушитель, зависит от многого. Во-первых, сразу скажем о том, что окончательное решение всегда принимает суд, исходя из обстоятельств дела, оно не зависит от ваших личных требований. Когда нарушены авторские права на игры, суд принимает во внимание:
За нарушение авторских прав на настольные игры и тем более компьютерные разработки могут грозить очень суровые наказания:
Поэтому мы рекомендуем создателям игр в обязательном порядке правильно оформлять все договора и иные документы, подтверждающие их права, и использовать для разработки только собственные результаты интеллектуальной деятельности.