Франшиза и защита прав потребителей

18.02.2021
icon clock 10 мин 57 сек читать
icon eye 1017 просмотров
Франшиза и защита прав потребителей

Франчайзинг широко распространен во всем мире, потому что дает возможность крупным компаниям расширять свой бизнес без привлечения дополнительных средств, а начинающим предпринимателям - снизить риски, связанные с открытием нового дела. В российском законодательстве понятие «франчайзинг» отсутствует, соответствующие отношения компании оформляют с помощью договора коммерческой концессии, которой посвящена вся 54 глава Гражданского кодекса РФ - 14 статей. Впрочем, по мнению экспертов, современное законодательство обеспечивает защиту правообладателя на довольно слабом уровне.

Давайте разберемся, как осуществляется защита франшиз, какими правами обладают стороны коммерческой концессии, какие риски несет правообладатель и какие меры можно предпринять, чтобы эти риски снизить.

Риски франчайзинга

Суть франчайзинга как бизнес-модели заключается в том, что одна компания передает другой во временное пользование исключительные права на принадлежащую ей интеллектуальную собственность за определенное вознаграждение. Это могут быть:

  • товарный знак и другие средства индивидуализации;
  • ноу-хау (коммерческая тайна);
  • технологии и другие результаты интеллектуальной деятельности.

Договор предусматривает конкретные условия:

  • объем передаваемых прав;
  • срок действия договора;
  • территория действия договора.

Он обеспечивает защиту прав потребителей франшизы, но не позволяет в полной мере обезопасить правообладателя.

Одно из слабых мест коммерческой концессии - передача франчайзи секретов производства (ноу-хау). По российскому законодательству ноу-хау охраняется как интеллектуальная собственность до тех пор, пока в отношении него действует режим коммерческой тайны. Несмотря на то, что партнеры, которым передается секрет производства, подписывают документ о неразглашении, нет никакой гарантии, что они не продолжат его использовать даже после прекращения франчайзинга. Таких случаев в истории бизнеса много.

Средства индивидуализации и технологии тоже могут использоваться недобросовестно, в нарушение условий договора и после прекращения срока его действия. При этом привлечь нарушителя к суду часто бывает невозможно из-за отсутствия доказательств, в том числе того, что права на интеллектуальную собственность принадлежат компании-франчайзеру.

Среди прочих рисков - убыточность франшизных предприятий, невозможность на 100% контролировать выпускаемую франчайзи продукцию или предоставляемую услугу, невыплата роялти.

Методы защиты

Перед тем, как заключать договор коммерческой концессии или передавать право использования интеллектуальной собственности другой компании по лицензионному договору, нужно позаботиться о защите этой интеллектуальной собственности.

  • Промышленные образцы, изобретения, полезные модели патентуются. Патенты на эти результаты интеллектуальной деятельности выдаются Роспатентом - Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Срок экспертизы заявки может составлять год и более, поэтому делать это надо заблаговременно.
  • Если в рамках франчайзинга партнеру передаются объекты авторского права, то защита франшиз может включать депонирование таких объектов. На каждый из них получается свидетельство о депонировании, которое является одним из доказательств прав на интеллектуальную собственность.
  • Подтвердить права на средства индивидуализации - товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, наименование места происхождения товара - позволит государственная регистрация.
  • Зарегистрировать и получить соответствующий документ стоит также на программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем.

Эти способы защиты, к сожалению, не предотвратят саму возможность того, что вашей интеллектуальной собственностью воспользуются незаконно, но позволят быстро и без лишних затрат доказать факт нарушения и получить компенсацию.

Следующий этап защиты франшиз заключается в грамотном составлении договора коммерческой концессии. Мы рекомендуем обязательно приглашать для этого юриста, специализирующегося на интеллектуальной собственности.

Ошибки составителей договора франчайзинга

Договор коммерческой концессии заключается исключительно в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Если договор не был зарегистрирован, юридической силы он не имеет. Любые выплаты по договору должны происходить только после того, как он зарегистрирован. Этим в первую очередь обеспечивается защита прав потребителей франшизы.

Договор обязательно должен включать не только описание передаваемого в пользование товарного знака, но и номер свидетельства о его государственной регистрации, детальное описание прав и обязанностей сторон, условия выплаты вознаграждения (роялти или паушальные платежи), штрафы и санкции при нарушении условий договора.

Договор коммерческой концессии может быть бессрочным, но по нашему опыту лучше заключать его на определенный срок, в том числе и потому, что такой договор проще при необходимости расторгнуть.

В этой статье мы рассмотрели лишь часть вопросов, связанных с франчайзингом в России, но надеемся, что это поможет вам в вашем бизнесе. Успехов!

Поделиться
icon
Контакты
© 2016-2020, АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Antipiracy:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. 10:00 - 19:00
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. 10:00 - 19:00
Посмотреть на карте