Коммерциализация интеллектуальной собственности

Опубликовано:
Актуально на: 2024-10-23
Юридические тонкости
icon clock 21 мин 30 сек читать
icon eye 17480 просмотров
Коммерциализация интеллектуальной собственности

Содержание

Способы коммерциализации интеллектуальной собственности

Лицензирование

Процесс коммерциализации

Внесение ОИС в уставной капитал предприятия

Значение интеллектуальной собственности для коммерческой деятельности

Результаты интеллектуальной деятельности человека могут быть источником дохода, а также выступать предметом сделки или предметом залога. Это делает их ценным нематериальным активом для любой компании, которая сумела построить систему управления интеллектуальной собственностью. К сожалению, на текущий момент коммерциализация интеллектуальной собственности (ИС) в России еще не получила широкого распространения. Как системный бизнес-процесс она присутствует в основном в крупных компаниях, активно использующих инновационные технологии. Достаточно печальная ситуация, потому что по опыту западных государств мы знаем, что ИС может иметь огромную рыночную стоимость: примерно 85% стоимости многих крупных компаний Европы и США приходится на ИС. Она обеспечивает конкурентность товаров и услуг и в результате становится важнейшим фактором экономического роста.

Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности позволяет полноценно включать их в оборот:

  • формировать уставный капитал, не привлекая для этого денежные средства;
  • использовать для получения кредитов;
  • амортизировать в уставном капитале, включая амортизационные отчисления в себестоимость продукции.

Наконец, наличие ИС в нематериальных активах повышает инвестиционную привлекательность предприятия.

В процессе коммерциализации принимают участие три категории лиц:

  • создатели ИС, обладающие первоначальным авторством и передающие права на использование РИД (результатов интеллектуальной деятельности) другим лицам;
  • правообладатели, тем или иным способом получившие права на РИД от их авторов;
  • пользователи - лица, использующие интеллектуальную собственность.

Монетизация ИС - процесс, выгодный для всех субъектов этих отношений. Давайте далее рассмотрим формы и этапы этого процесса.

Способы коммерциализации интеллектуальной собственности

Результаты интеллектуальной деятельности человека - специфический объект рыночных отношений. Поскольку сами РИД нематериальны, продаются и покупаются фактически права на них. С этим связан первый этап их монетизации, на котором автор ИС передает все или часть своих исключительных прав на возмездной основе другому лицу - некоей компании, которая становится правообладателем. Компания может использовать две основные формы коммерциализации интеллектуальной собственности:

  • дальнейшую возмездную передачу прав на ИС;
  • производство и продажа продукции, для создания которой используется ИС.

Второй способ в конечном итоге может обеспечить более высокий доход, однако связан с существенными затратами, не только финансовыми, но и производственными, временными и др., поэтому используется в основном только крупными компаниями.

Основные способы передачи исключительных прав:

  • по лицензионному договору;
  • договору коммерческой концессии (франшизы);
  • договору лизинга.

С помощью франшизы правообладатель получает возможность продавать свои товары или услуги без дополнительного инвестирования в их производство/оказание. Договор коммерческой концессии предусматривает предоставление права использования РИД для изготовления конкретной продукции. С помощью данного договора передаются права на использование технологий, торговых марок, оборудования, ноу-хау и др.

Лизинг ИС - редкая в России форма коммерциализации объекта интеллектуальной собственности, впрочем, имеющая свои преимущества как для лизингодателя, так и для лизингополучателя. Лизингодатель (правообладатель) работает через лизинговую компанию, поэтому несет минимум рисков, связанных с использованием его интеллектуальной собственности, а лизингополучатель имеет возможность выплачивать вознаграждение за использование ИС частями по строго установленному графику.

Лицензионный договор - наиболее распространенный способ передачи любых интеллектуальных прав, как патентных, так и авторских, смежных, прав на средства индевидуализации и т.п.

Монетизация интеллектуальной собственности

Лицензирование

По лицензионному договору в соответствие со статьей 1235 Гражданского кодекса РФ «обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах». Закон также предусматривает несколько видов лицензий, которые и рассмотрим в этом разделе статьи.

  1. Простая (неисключительная) лицензия представляет собой, вероятно, самый выгодный для правообладателя способ коммерциализации прав на интеллектуальную собственность, при котором лицензиат не может передавать полученные права третьим лицам по договору сублицензии, а лицензиар (правообладатель) может выдавать аналогичные лицензии другим компаниям или ИП.
  2. Исключительная лицензия предоставляет другому лицу право использования ИС, при этом сам правообладатель теряет право использовать эту ИС в аналогичных пределах и давать аналогичные лицензии другим лицам (договор устанавливает определенные срок, территорию и способы использования).

Это две основных формы договора между правообладателем и правоприобретателем. Правоприобретатель, в свою очередь, может передать все или часть полученных прав другим лицам, заключив с ними сублицензионный договор, если это разрешено условиями лицензионного договора.

Лицензионным договором могут устанавливаться различные формы оплаты правоприобретателем прав на ИС:

  • паушальный платеж - фиксированная сумма, которая может перечисляться разово или в рассрочку
  • роялти - периодические платежи, размер которых зависит от экономического результата использования интеллектуальной собственности
  • комбинированные платежи - сочетание первых двух способов.

Эти условия и формы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности обеспечивают широкие возможности для предприятий не только крупного, но и среднего и малого бизнеса по использованию инновационных технологий, внедрению их в производственный процесс, получению дополнительной прибыли, развитию компании.

Лицензирование интеллектуальной собственности

Процесс коммерциализации

Чтобы эффективно и без необоснованных затрат монетизировать результаты интеллектуальной деятельности, необходимо прежде всего составить представление об уже имеющейся в собственности компании ИС и том, какие объекты интеллектуальной собственности (ОИС) потенциально способны принести пользу с точки зрения дохода, конкурентоспособности, финансовой стабильности. В этот процесс входит в том числе изучение новейших технологий конкурентов. Подобный анализ даст представление о том, какие нематериальные активы необходимы, а какие бесполезны, какую ИС стоит создать внутри компании или приобрести у других правообладателей.

Далее для каждого ОИС определяются наиболее подходящие режимы правовой охраны. Права на все объекты регистрируются, депонируются, патентуются, при необходимости вводится режим коммерческой тайны (ноу-хау, секреты производства). Определяются способы коммерциализации интеллектуальной собственности, способные максимизировать прибыль компании.


Используйте депонирование для регистрации
прав на объекты интеллектуальной собственности
Депонировать


Обязательно проводится оценка стоимости прав на ОИС, которая позволяет оценить:

  • величину расходов на их создание и приобретение;
  • прибыль, которую способны дать ОИС при их использовании в собственном производстве;
  • цену продажи исключительных прав третьим лицам.

Условия и формы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности должны отвечать главному ее условию: прибыль от использования ИС должна быть больше, чем размер инвестиций.

Процесс коммерциализации интеллектуальной собственности

Внесение ОИС в уставной капитал предприятия

Сегодня это широко распространенная форма участия физических и юридических лиц в коммерческих предприятиях. Перед использованием этого способа коммерциализации интеллектуальной собственности обязательно проводится ее независимая стоимостная оценка. Она определит долю участника в уставном капитале и соответственно, долю акций, прибыли, количество голосов в правлении и т.п.

Как правило, чаще всего в устаной капитал юридического лица вносятся ОИС, имеющие промышленное значение (объекты патентного права), - изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также торговые марки и коммерческие обозначения. В меньшей степени в формировании уставного капитала принимают объекты авторского и смежных прав.

Коммерциализация и трансфер интеллектуальной собственности требуют обязательного подтверждения прав участников, например, наличия патента или регистрационных документов. Кроме того, перед тем, как включить ОИС в уставной капитал, необходимо убедиться, что права на него очищены, то есть не переданы кому-то еще ранее.

Значение интеллектуальной собственности для коммерческой деятельности

С каждым годом значение интеллектуальной собственности и ее законодательное регулирование в нашей стране растет, а компании все с большим вниманием относятся к своим разработкам и их защите. Коммерциализация интеллектуальной собственности в России еще не распространена широко, но постепенно набирает обороты. Например, в образовательные программы по бизнесу и предпринимательству включают соответствующие курсы, действует ряд компаний, оказывающих аудиторские и консультационные услуги и т.п.

С точки зрения бизнеса пока еще существует целый ряд трудностей, связанных с рынком ИС, в том числе отсутствие понимания юридических аспектов вопроса, сложность механизма оценки, высокая степень риска и отсутствие большого пула информации о подобных сделках, на основе которой можно было бы проводить эффективный анализ.

Несмотря на это, успешная инновационная деятельность многих компаний показывает, что интеллектуальная собственность потенциально способна приносить высокую прибыль и давать компании сильные конкурентные преимущества.

Коммерческая ценность интеллектуальной собственности

Поделиться
icon
Контакты
АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Антипиратство:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте