Содержание
Будущее авторских прав в мире нейросетей
В 2021 году Амстердамский Рейксмузеум использовал искусственный интеллект (ИИ) для восстановления некоторых частей знаменитой картины Рембрандта, вернув полотну утраченные фрагменты. Ранее исследователи уже использовали искусственный интеллект для того, чтобы воссоздать копии утерянных картин Густава Климта и первоначальные цвета на картинах Ван Гога, реконструировать недостающие элементы в работе Микеланджело и многое другое.
Тема нейросетей и авторских прав на работы, созданные с их помощью, продолжает активно обсуждаться — правовой статус таких результатов все еще остается неопределенным. С одной стороны, нейросети помогают создать или воссоздать конечное произведение искусства, а с другой стороны, возникает вопрос: присутствует ли в таком результате творческая составляющая, которая является ключевым признаком объекта авторского права? Попробуем углубиться в тему.
Нейросеть, или нейронные сети — это, по сути, компьютерная программа, построенная на математической модели, которая имитирует работу человеческого мозга для обработки информации. Она состоит из множества простых единиц, называемых нейронами, которые работают вместе для обработки данных, распознавания объектов, классификации, прогнозирования и многих других задач.
Представьте себе нейросеть как группу студентов, решающих математические задачи. У каждого студента есть свои методы решения, и они обмениваются идеями. Со временем, корректируя ошибки и учась друг у друга, группа начинает решать задачи все лучше и лучше. Точно так же нейросеть улучшает свои результаты, обучаясь на примерах и исправляя ошибки.
Нейросети используются в самых разных областях:
Контент, созданный с помощью нейросетей, уже используется в разных коммерческих целях. С помощью таких программ, как Chat GPT или Midjourney, можно генерировать тексты для постов и статей, а также создавать изображения, иллюстрации, дизайн, логотипы и многие другие визуальные объекты. Но кому же принадлежат интеллектуальные права на картинки, созданные с помощью нейросети?
Вышеперечисленные результаты являются объектами авторского права, и правовая составляющая подобных сгенерированных объектов все еще остается под вопросом. Одни считают, что авторское право на сгенерированные нейросетью изображения и тексты принадлежит пользователю, который вводил запрос, а другие уверены, что и нейросети могут считаться правообладателями сгенерированных произведений.
В 1824 году Людвиг ван Бетховен начал работу над своей 10-й симфонией, но через три года умер, оставив произведение незавершенным: от него остались лишь наброски. Неожиданно, нейросеть справилась с этой задачей, завершив работу в конце 2021 года. Можно ли считать программу соавтором 10-й симфонии Бетховена и кому принадлежат авторские права на изображения, тексты, музыку, созданные с помощью нейросетей?
Вопрос относительно того, могут ли нейросети обладать авторскими правами на произведения, является сложным и пока не имеет однозначного ответа, поскольку законодательство об авторских правах в большинстве стран не адаптировано для учета произведений, созданных с помощью искусственного интеллекта. Во многих странах авторские права принадлежат только человеку или группе людей, которые непосредственно работали над созданием результата интеллектуальной деятельности. Автором произведения может быть физическое лицо, которое вложило творческий труд в создание произведения, а нейросети, как набор программ и алгоритмов, сами по себе не являются субъектами права и не могут обладать правами и обязанностями.
Когда нейросеть генерирует картину, музыку или текст, права на это произведение обычно принадлежат либо разработчику нейросети, либо пользователю, который использовал нейросеть для создания произведения. Пока что нейросети не обладают сознанием или творческим мышлением в человеческом понимании, а просто выполняют запрограммированные алгоритмы. Авторские права же традиционно основаны на признании творческого вклада и интеллектуальных усилий автора, чего у ИИ пока что нет.
С целью устранения потенциальных споров относительно принадлежности авторских прав, обычно разработчики ИИ-программ на сайте размещают пользовательское соглашение, в котором закрепляют условия использования картинок, текста и других объектов, созданных нейросетью. Например, в правилах программы Chat GPT определено, что авторское право на вводные данные и ответ, созданный чат-ботом, принадлежит пользователю. Но это не значит, что получившийся результат будет охраняться авторским правом, если в нем отсутствует творческий вклад пользователя.
В начале нулевых профессор музыки Калифорнийского университета Дэвид Коуп создал Эмили Хауэлл — программу ИИ, которая может создавать музыку. Программа анализирует музыкальные произведения и находит ключевые элементы стиля, затем на основе анализа создает новые музыкальные произведения. Они могут быть стилистически схожи с проанализированными работами, но являются оригинальными. При этом авторские права на произведения, созданные Эмили Хауэлл, принадлежат Дэвиду Коупу, как создателю программы и владельцу авторских прав на нее.
Несмотря на то, что нейросеть способна создавать музыку, писать программный код, генерировать картинки почти как полноценный автор, без творческого вклада автора-пользователя пока такие результаты не будут охраняться авторскими правами.
Единый подход в признании авторских прав на произведения, созданные с помощью нейросети, пока не найден. Некоторые ученые считают, что ИИ следует рассматривать как наемного работника, который по контракту передает исключительное право на созданные им произведения своему работодателю — пользователю. Другие предлагают признавать авторское право на произведения, созданные нейросетью, и делать программу соавтором. Третьи же считают, что ИИ нужно рассматривать исключительно как инструмент в руках автора-пользователя.
Согласно гражданскому законодательству РФ, для охраны произведения авторским правом оно должно обладать элементом творчества. Но главная проблема ИИ — это недостаток креативности и оригинальности. Хотя ИИ отлично справляется с быстрой генерацией контента, ему не удается воплотить уникальные идеи. Такие инструменты полагаются на существующие данные и шаблоны, что ограничивает их способность мыслить нестандартно и предлагать новые идеи. В результате тексты, созданные ИИ, часто получаются обобщенными и лишенными индивидуальных черт, которые так ценят читатели.
Споры о признании авторских прав на фото, видео, аудио, изображения и любой другой контент, созданный с помощью нейросети, возникают постоянно. Так, художник Анкит Сахни подал заявку в Бюро регистрации авторских прав США на регистрацию художественного произведения Suryast, созданного через приложение для рисования Raghav. Он загрузил свою фотографию заката и применил стиль картины Винсента ван Гога «Звездная ночь». В заявке Сахни указал себя как автора фотографии и двухмерной иллюстрации. Бюро отказало в регистрации, поскольку произведению не хватало авторства человека.
Сахни попытался обжаловать решение, утверждая, что его действия по созданию базового изображения и выбору стиля делают его автором произведения, назвав Raghav вспомогательным инструментом, который механически применяет цвета, формы и стили в соответствии с его указаниями. Однако, Бюро не согласилось с ним, заявив, что вклад Сахни был недостаточен для признания Suryast продуктом человеческого авторства, и поэтому произведение не может быть защищено авторским правом.
С развитием нейросетей возникли новые возможности для создания произведений искусства, музыки, литературы и других творческих работ. Но вместе с этими возможностями появились и значительные проблемы и вызовы, связанные с авторскими правами, этическими вопросами и практическими аспектами использования ИИ в творчестве.
Кому принадлежат права на картинки и тексты, созданные нейросетью: разработчику алгоритма, пользователю, который инициировал создание, или компании, владеющей нейросетью? Согласно большинству существующих законов, имущественные авторские права могут принадлежать только физическому или юридическому лицу. Другой важный вопрос: если произведение, созданное ИИ, нарушает чьи-то авторские права (например, путем копирования элементов защищенных произведений), то кто несет ответственность за это копирование? Это особенно актуально, если нейросеть обучалась на больших объемах данных, включающих защищенные авторским правом материалы.
Некоторые считают, что ИИ является лишь инструментом, помогающим реализовать идеи человека, тогда как другие видят в нейросетях самостоятельных создателей с определенным уровнем творчества. Признание ИИ в качестве автора может обесценить человеческое творчество, особенно в областях, где личный вклад и оригинальность играют ключевую роль. Также из-за использования ИИ для создания произведений может измениться рынок труда в творческих профессиях: художники, писатели, музыканты столкнутся с конкуренцией со стороны ИИ, что поставит под угрозу их заработок и статус.
В дальнейшем нейросети только продолжат развиваться и совершенствоваться. Поэтому юридические, этические и практические вопросы относительно использования нейросетей и принадлежности интеллектуальных прав требуют разработки новых подходов к регулированию сгенерированных произведений. Например, использование работ художников для обучения моделей ИИ без их согласия поднимает вопросы о моральных обязательствах разработчиков ИИ признавать соавторами и вознаграждать создателей первоначальных картин, изображений или графики.
Также ИИ демократизирует создание объектов искусства, позволяя людям без художественного образования создавать творческие произведения. Такая доступность может привести к созданию более инклюзивного культурного ландшафта и, возможно, придется переосмыслить то, что общество ценит в искусстве и творчестве. Различие между искусством, созданным человеком, и искусством, созданным с помощью ИИ, бросает вызов традиционному восприятию искусства. Важно найти баланс между поощрением инноваций в области ИИ и защитой прав и интересов реальных творцов, чтобы обеспечить развитие этого направления.