Основы авторского права для исторических исследований

Опубликовано:
Актуально на: 2024-09-19
icon clock 24 мин 54 сек читать
icon eye 306 просмотров
Основы авторского права для исторических исследований

Содержание

Как охраняются исторические труды

Как добросовестно использовать исторические труды

Статус произведения находящегося в общественном достоянии

Как охраняются экспонаты музея и их изображения

Как защитить исторические труды разного формата


Юваль Ной Харари — израильский историк и автор мирового бестселлера «Sapiens: Краткая история человечества» 2014 года. Книга была продана тиражом в 12 млн копий и переведена на 60 языков. После ошеломительного успеха Харари получил контракт на 20 млн долларов для написания новых книг. Пример Харари доказывает, что, создавая интеллектуальную собственность, основанную на исторических трудах, можно получить признание, популярность и заработать большие деньги.

В статье блога n'RIS объясняем основы авторских прав на исторические труды: охрана и защита, добросовестное использование и лазейки в законодательстве.

Как охраняются исторические труды

Основную часть деятельности по созданию исторического труда занимает исследование документов, но сама фактическая информация не охраняется, и использовать ее может кто угодно. Но под защитой авторских прав находится то, каким образом представлена работа (компоновка, выводы, анализ, форма). Именно это делает работу творческой, оригинальной, например, книга по истории содержит не только факты, но и выводы, сделанные собственными усилиями автора на основе фактов и их взаимосвязи.

Исторический труд предназначен для передачи информации читателям, зрителям или пользователям онлайн-продукта, поэтому автор исторической работы должен быть готов, что информация, предоставляемая широкому кругу людей, может быть использована читателем. Поэтому разумно предположить, что законодательство об авторских правах позволит более широко использовать историческое произведение, нежели художественный роман.

Охрана исторического труда осуществляется в соответствии с положениями международного соглашения — Бернской конвенции об охране научных и художественных произведений, принятой в 1886 году. Согласно ей, автор научного произведения, к которым можно отнести исторический труд, уже по факту создания произведения получает набор имущественных прав: право использовать произведение по своему усмотрению, распоряжаться исключительным правом на произведение (разрешать или запрещать другим лицам использование). Также автор получает личные неимущественные права, такие как право на авторство, право на имя, право на неприкосновенность произведения. Завершают пакет предоставленных соглашением авторских прав иные права, включающие право следования, право доступа, право на вознаграждение за служебный результат интеллектуальной деятельности, право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании, право на получение патента и другие.

Как добросовестно использовать исторические труды

Открытия, факты, официальные документы, фольклор, а также сообщения о событиях и фактах, составляющие большую часть исторических произведений, не охраняются и разрешены к свободному использованию. Но часто в книгах, учебниках, лекциях, онлайн-курсах, видеороликах по истории используется множество картин, скульптур, портретов исторических личностей. Можно ли их использовать и на каких условиях?

Чаще всего, да, потому что исключительное право в России и большинстве развитых стран мира, действует всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. А значит, большинство произведений искусства, которые интересуют историков, давно перешли в статус общественного достояния. 

Статус произведения находящегося в общественном достоянии

Общественное достояние — это особый правовой статус произведений, срок действия исключительного права на которые истек или исключительное право вообще никогда на них не действовало. Произведения, перешедшие в правовой режим общественного достояния, можно использовать без согласия автора, правообладателя, их наследников, и выплаты вознаграждения для любой цели, включая коммерческую деятельность. Главное, не присваивать авторство, так как личные неимущественные права автора действуют бессрочно.

Если говорить о портретах исторических личностей прошлого, то их также можно использовать свободно, если они представляют общественный интерес и нет живых наследников, требующих разрешения на использование изображения.

Цитирование

А что делать в случае, если я пишу учебник или курс по новейшей истории, и срок действия исключительного права на некоторые произведения еще не истек?

Тогда на первый план выходит цель использования защищенного законом творческого материала. Любой человек может цитировать произведение свободно, без согласия автора или правообладателя и выплаты ему вознаграждения в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора исторического труда, а также с целью создания пародии.  Объем цитирования определяется автором исторического труда самостоятельно, но он должен быть обусловлен целью, а сам исторический труд должен быть самостоятельным произведением и представлять творческую ценность, иначе это можно расценить как нарушение исключительного права на произведение. 

Как охраняются экспонаты музея и их изображения

Музеи имеют огромное значение в развитии мировой культуры, сохранении объектов историко-культурного наследия и передаче его народу. И часто объекты авторских прав, чьи фотографии размещаются на исторических трудах, будь то книги, ролики или онлайн-курсы, находятся в музее. Ограничивает ли это как-либо использование произведений в статусе общественного достояния или с просветительской целью?

Нет, поскольку неважно, где именно находится физический объект, если исключительное право на него больше не действует, или его использование является добросовестным.

Но стоит отдельно разобрать случаи, когда изображения произведения нет в свободном доступе, и автор исторического труда отправляется в музей, чтобы сделать фотографию произведения для дальнейшего использования.

Музейное право регламентируется двумя законами: «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В них нет запрета на съемку экспонатов или разрешения взимать плату за съемку, но зато есть пункт, обязывающий охранять экспонаты музея. Согласно ему, музей может запрещать посетителям делать фотографии со вспышкой, так как яркий свет может способствовать выцветанию некоторых полотен и старых документов. Также в России действует инструкция хранения музейных ценностей 1985 года — профессиональную кино- и фотосъемку можно осуществлять только с согласия администрации музея. Впрочем, аккредитацию нужно получать для проведения профессиональной съемки, на съемки со смартфона это не распространяется.

Право делать фотографии в общественных местах гарантируется ст. 29 Конституции РФ: «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Но помните, что фотографировать интеллектуальную собственность, находящуюся под охраной авторских прав, нельзя с целью получения коммерческой выгоды. Например, для создания платного курса по современной истории искусств.

Как защитить исторические труды разного формата

Книга 

Авторские права на книгу по истории включают защиту текста, иллюстраций и других материалов: примечаний, библиографии. Книги на основе исторических данных — это не только учебники для школ и институтов, но и книги для взрослых, освещающих важные периоды для страны или мира, отдельные факты и явления из прошлого, а также рассказывающих об исторических личностях. Отличным примером является популярная в 2023 году книга российского журналиста Роберта Гараева о казанском феномене 90-х «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х».


Видеоролик

Видеоролик — это аудиовизуальное произведение, включающее визуальные и аудиоматериалы.

Авторские права на видеоролик охватывают:

  • Сценарий, защищенный как литературное произведение
  • Визуальные материалы — видеоряд, снятый или созданный автором 
  • Аудиоматериалы — музыка и звуковые эффекты, созданные автором

Онлайн-курс по истории

Онлайн-курс по истории — это составной комплексный продукт, включающий текстовые материалы, видеолекции, аудиозаписи, графические элементы и интерактивные задания. 

Основные объекты интеллектуальной деятельности, входящие в онлайн-курс:

  • Текстовые материалы: лекции, статьи и учебные пособия, созданные автором курса 
  • Аудиовизуальные материалы: видеолекции, записи вебинаров и инфографика также подпадают под защиту
  • Интерактивные элементы: задания, тесты и квизы, если они оригинальны и разработаны автором

И книга, и видеоролик, и онлайн-курс, включая все их составляющие, охраняются авторскими правами. 

Авторские права возникают в момент создания произведения и не требуют регистрации в государственных органах. В этом есть преимущество — не нужно собирать бумаги и соблюдать сложные юридические формальности. Но также автор может оказаться уязвим в ситуации правонарушения, когда возникнет необходимость подтвердить свои права.

Поэтому стоит знать о способах защиты прав на свою работу. Например, можно заверить факт наличия созданного произведения у нотариуса, но на это уходит много времени и средств. Некоторые отправляют письмо с текстом или флеш-накопителем самому себе по почте, в конверте или бандеролью, но есть риск повреждения посылки, из-за чего ее нельзя будет использовать в качестве подтверждения прав в споре об авторстве.

Одним из самых простых способов авторам исторических трудов подтвердить свои права является электронное депонирование произведений  в экосистеме онлайн-сервисов n’RIS. Процедура занимает минимум времени и позволяет авторам зафиксировать наличие произведения на определенный момент времени не выходя из дома, без необходимости записываться к нотариусу или идти на почту. Свидетельство о депонировании может использоваться как доказательство авторства на текст в любых судебных спорах на территории России, а содержащиеся в нем идентификаторы можно указать при обнародовании своей работы, предупредив таким образом, что произведение защищено. Чтобы быть уверенным, что свидетельство о депонировании будет датировано более ранним числом, чем у потенциальных нарушителей авторских прав, рекомендуем осуществлять процедуру до обнародования текста произведения.

Новое издание существующей исторической книги

Новое издание существующей работы обычно производится в случае внесения дополнений, изменений и удалений в тексте работы. Если внесенные изменения касаются существенной части произведения и делают его новым с включением оригинального дополнения, то работа будет охраняться как производное произведение. В случае когда существующее издание все еще охраняется авторским правом, то для создания производного произведения необходимо получить разрешение автора первоначального произведения. Зафиксировать права на производное произведение можно точно так же, как и на оригинальное — при помощи нотариуса, почты и онлайн-сервиса по депонированию.

Авторские права на лекцию

Лекция, или обращение, речь, проповедь представляет собой живое выступление или трансляцию. Лекция будет защищена авторским правом, только если она будет воспроизведена в какой-либо форме: записана на бумаге, снята на камеру. Лекция, прочитанная в аудитории, но не записанная, может быть защищена только в условиях заключения договора о неразглашении. Также лектору будут принадлежать права исполнителя: право авторства исполнения, право на указание имени на экземплярах фонограммы. Права исполнителя также можно зафиксировать при помощи онлайн-депонирования в сервисе n’RIS.

Поделиться
icon
Контакты
АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Антипиратство:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте