Содержание
Кому принадлежат авторские права на фильм
Как защитить авторские права на фильм
Документальные и художественные фильмы относятся к так называемым аудиовизуальным произведениям, которые статья 1263 ГК РФ определяет как «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком)». Поэтому авторское право распространяется на любой фильм, который еще не перешел в общественное достояние. К этой категории произведений относится огромное количество объектов интеллектуальной собственности:
Немое кино - жанр, к которому обращаются и в наше время - тоже, кстати, считается аудиовизуальным произведением.
Все эти объекты охраняются авторским правом.
Как и для любого объекта интеллектуальных прав, авторские права на фильмы подразделяются на две категории:
Личные неимущественные права всегда принадлежат создателю, неотчуждаемы (не могут быть переданы другому лицу) и бессрочны. Исключительные права могут передаваться, продаваться, переходить по наследству. Распоряжаться ими может как автор (сам создатель фильма), так и правообладатель.
Сложность защиты авторских прав на аудиовизуальное произведение связана с тем, что обычно это многоэлементный объект, в создании которого принимало участие множество людей. И в то же время фильм не является только суммой их произведений - это нечто большее.
Поэтому особняком стоит фигура изготовителя аудиовизуального произведения, продюсера или заказчика. Несмотря на то, что обычно он не вносит творческого вклада в его создание и не является собственно автором, он берет на себя инициативу за создание и отвечает за финансирование проекта, его производство и прокат. Это то лицо, которое несет основные риски. Изготовитель может быть как физическим, так и юридическим лицом (например, киностудии) и является особым субъектом прав, которому обычно, в силу вышеуказанных обстоятельств, принадлежат исключительные права на весь фильм.
С точки зрения права, это достаточно специфический объект интеллектуальной собственности, у которого обычно изначально имеется сразу несколько авторов. Авторы фильма по российскому законодательству - это:
Естественно, в этом случае вопрос, как зарегистрировать авторские права на фильм, очень актуален. К сожалению, в России все еще не предусмотрена государственная регистрация авторских прав. Но есть альтернативные варианты, самым простым и удобным из которых является депонирование. Каждый из трех лиц, признаваемых законом автором фильма, может задепонировать как сам фильм, так и ту часть произведения, которая является его собственностью, и таким образом зафиксировать свои права.
Впрочем, все вышеперечисленные функции может выполнять и одно лицо, тогда авторство будет принадлежать одному человеку.
Обратите внимание, все, о чем мы сейчас говорили, касалось только собственно авторства, то есть личных неимущественных прав.
Теперь поговорим об исключительных правах. Исключительные (имущественные) права на фильм в целом могут принадлежать «заказчику» произведения - продюсеру. Возможно, конечно, и иное распределение прав, в этом случае конкретные условия должны быть прописаны в договоре.
При этом все лица, участвовавшие в создании фильма, вне зависимости от того, существовало ли их произведение ранее и было просто использовано (например, написанная ранее музыка) или было создано специально для аудиовизуального произведения (например, декорации, в которых происходили съемки), сохраняют исключительные права на то, что было ими создано. Если режиссер, сценарист и композитор - три разных человека, каждому из них принадлежат исключительные права на ту часть фильма, которую они создали - постановку, сценарий, музыку. Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, использованные при создании фильма, имеют и другие лица, не являющиеся его авторами с точки зрения закона. Это автор произведения, по которому был написан сценарий, костюмер, декоратор, гример, специалист по созданию спецэффектов, художник и др. Их произведения являются самостоятельными результатами творческой деятельности, и авторы сохраняют свои права на эти произведения.
Впрочем, так как получить авторские права на фильм в полном объеме обычно в интересах продюсера, договора с большинством участников процесса заключаются с требованием отчуждения исключительных прав, то есть передачи их первоначальными владельцами (авторами) в пользу заказчика или изготовителя.
Изготовитель фильма (продюсер или иное лицо) становится правообладателем по соответствующему договору. Этим договором и подтверждаются его права на фильм. Иная ситуация возникает в том случае, если изготовитель и автор - одно лицо. В этом случае зафиксировать права на аудиовизуальное произведение можно тремя способами:
Срок действия авторского права на фильм - всю жизнь автора и еще 70 лет после. Свидетельство о депонировании будет действовать на протяжении всего этого времени. Депонирование, предназначенное для защиты объектов авторских, смежных и патентных прав, не доказывает авторство как таковое, но является подтверждением факта владения объектом интеллектуальной собственности на конкретные дату и время. Поэтому депонировать фильм рекомендуется до его обнародования - выпуска в прокат, публичного показа или размещения на сайте в Интернете. Так вы обеспечите себя доказательствами приоритета авторского права и уменьшите риск его нарушения.
Если вы используете музыку другого автора (довольно распространенная ситуация среди кинематографистов), прежде всего позаботьтесь о том, чтобы получить права на ее использование. И помните, что автор музыки, даже если она писалась специально для вашего фильма, может свободно использовать ее любым способом, не запрещенным законом, без вашего разрешения, и получать за это дополнительное вознаграждение.