Авторские права на инструментальную музыку (музыку без слов)

Опубликовано:
Актуально на: 2024-04-25
icon clock 10 мин 21 сек читать
icon eye 102 просмотра
Авторские права на инструментальную музыку (музыку без слов)

Инструментальную музыку часто используют в качестве фоновой музыки в фильмах, сериалах, рекламе и многих других медиапроектах: она часто подходит для передачи эмоций с помощью инструментов и усиления визуального образа без необходимости сопровождения текстом. Но, несмотря на свою актуальность, до сих пор существует некоторая путаница в отношении того, что происходит с законодательством в этом жанре, действует ли авторское право на музыку без слов? Разбираемся в статье.

Авторское право на инструментальную музыку

Инструментальная музыка — это музыкальные композиции, исполняемые исключительно инструментами, без участия вокала или с минимальным его использованием. Основным средством выражения в инструментальной музыке служат музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, гитара, флейта, саксофон, ударные и многие другие. Такая музыка охватывает широкий спектр жанров и стилей: классику, джаз, рок, электронную музыку, новую эпоху, амбиент и так далее. Это могут быть как сольные инструментальные произведения, так и композиции для инструментальных ансамблей или оркестров.

С точки зрения авторского права, инструментальная музыка, как и любая другая музыкальная форма, подпадает под защиту авторских прав в соответствии со статьей 1259 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ). Это означает, что создатели инструментальных композиций имеют право на контроль использования своих произведений и защиту их от неправомерного использования. У автора при создании инструментальной музыки возникают:

  • Исключительное (имущественное) право — относится к коммерческой стороне авторского права и предоставляет авторам контроль над использованием и распространением их произведений. Это право включает в себя право на воспроизведение, распространение, публичное исполнение и обработку произведения. Например, это только правообладатель решает, кто и как может изготавливать копии его произведения, как его можно продавать или распространять, где и когда его можно исполнять публично, а также может ли он давать разрешение на использование своего произведения в качестве основы для других работ или обработки. Исключительное право может быть передано или лицензировано третьим лицам по согласованию с автором.
  • Личные неимущественные права — это права, которые касаются нематериальных аспектов авторских прав, к ним относятся право авторства, право на имя, право на обнародование и право на неприкосновенность. Например, в соответствии с правом на имя, автор решает, под каким именем он хочет публиковаться: реальным именем или псевдонимом.

Авторское право на инструментальную музыку возникает у автора сразу в момент ее создания, когда автор фиксирует мелодию в материальной форме, например, сохраняет файл на компьютере. Регистрация авторских прав для инструментальных мелодий не предусмотрена российским законодательством, они охраняются по факту создания. При этом нередко авторы сталкиваются с плагиатом своих творений: кто-то может без разрешения использовать мелодию в коммерческом проекте, а кто-то — скопировать музыкальную партию и выдать за свою. В подобных ситуациях может потребоваться подтверждение авторства на инструментальную мелодию.

Депонирование музыкальных произведений

Авторы инструментальной музыки могут столкнуться с проблемой копирования своих произведений, поэтому важно думать не только о творческом процессе, но также о защите своих работ. Черновики, заметки и записи, сделанные в процессе создания инструментальной мелодии, могут служить важным доказательством авторства в случае споров или судебных разбирательств. Эти первоначальные материалы могут содержать уникальные музыкальные идеи, характерные особенности стиля или технические детали, которые могут быть использованы для подтверждения авторства.

Так как регистрация авторских прав не предусмотрена российским законодательством, авторы пользуются альтернативным способом фиксации авторства, в ходе которого выдается правоподтверждающий документ — цифровым депонированием музыки в n’RIS. При депонировании электронная копия произведения загружается в защищенную ячейку, доступа к которой нет ни у кого, кроме автора. При загрузке фиксируются дата и время, а информации об операции передается в общественно-государственную блокчейн-инфраструктуру управления интеллектуальными правами РЦИС.РФ. Информацию невозможно изменить или подделать: авторы могут не переживать за сохранность своих произведений. 

По окончании депонирования автор получает правоподтверждающий документ — свидетельство о депонировании n’RIS, в котором указаны имя и фамилия автора, название произведения, уникальный идентификатор и штамп даты и времени удостоверяющего центра КриптоПро. В случае споров или судебных разбирательств документ может служить убедительным доказательством того, что произведение было создано конкретным автором.

Поделиться
icon
Контакты
АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Антипиратство:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте