Содержание
Что такое авторское право в рекламе
Объекты авторского права в рекламе
Соблюдение авторских прав при заказе рекламы
Какие материалы можно использовать в рекламе без согласия автора
Частые нарушения при создании рекламы
Возможные риски и ответственность за нарушение авторских прав в рекламе
Защита интеллектуальных прав авторов составных элементов рекламы
Сегодня рекламы очень много и она разная. Это видеоролики, фотографии, текст, дизайн, 3D-изображения, аудио. И каждый элемент рекламного продукта ― отдельный объект авторского права. Как создавать и распространять рекламу, чтобы не нарушить чужие авторские права? Какие нарушения часто допускают создатели и заказчики рекламы? Через сколько лет истекает срок охраны авторского права? И какое наказание грозит за нарушение авторских прав в рекламе? — ответы на эти и другие вопросы мы собрали в материале.
Регулирование авторских прав в рекламе не отличается от регулирования в других сферах деятельности. Как мы писали выше, у автора возникает исключительное право, а также личные неимущественные права. Для правомерного использования любых авторских объектов в рекламе, например, текста, музыки, сценария, видео и так далее важно получить согласие или оформить переход права от правообладателя объекта. Это можно сделать через трудовой договор, договор авторского заказа, лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права.
Дадим определение авторских прав и рекламы. Обратимся к Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону «О рекламе».
Согласно п. 1 ст. 1255 ГК РФ, авторские права — это комплекс прав, которыми обладает автор произведения литературы, науки и искусства. Они появляются в момента создания произведения, не требуют регистрации и закрепляют за автором:
Напомним, чтобы авторское право действовало в отношении вашего произведения, оно должно быть выражено в объективной форме: песня, фотография, видеозапись, макет, текст. Идеи, концепции и методы авторским правом не защищаются.
Реклама
Читаем п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе». Реклама — это информация в любой форме, передаваемая разными способами. Ее цель — привлечь внимание к объекту рекламирования, сформировать интерес и продвинуть его на рынке. Объективная форма выражения: видеоролики, рекламные стенды, афиши.
Авторское право в рекламе
В рекламе авторское право работает так же. Текст, видеоряд, дизайн, музыка, используемые в рекламе, являются результатом интеллектуального труда. У них есть авторы. Авторы передают права на свои произведения напрямую рекламодателю или рекламному лицу, заключив специальные договоры.
Сама реклама (например, слоган, логотип или рекламный ролик) тоже может стать объектом авторского права. При их создании нужно заключать договоры с исполнителями, а иногда и подумать о регистрации товарного знака.
Объектом авторского права в рекламе могут служить:
Объекты авторского права
Ст. 1259 ГК РФ называет объектами авторского права произведения науки, литературы и искусства. А также их части (фрагмент видеоклипа, строка из песни), производные произведения (переводы, обработки) и составные произведения (сборники, энциклопедии).
Даже частичное использование произведений должно согласовываться с автором.
Произведения авторов, используемые в рекламе
Объектами авторского права будут произведения, выполненные творческим трудом и выраженные в объективной форме (сценарий, песня, логотип). Произведения народного творчества и информационные сообщения ими не являются.
Логотипы в средствах индивидуализации бизнеса
Это оригинальный символ или графический знак, который используется для отличия от конкурентов и приобретения узнаваемости у потребителей.
Реклама как объект интеллектуальной собственности
Здесь объектом авторских прав будут этикетки, упаковки, фотографии и слайды. Рекламные слоганы и аудиовизуальные произведения. Последние — сложный многосоставный продукт, над которым работают несколько авторов: режиссер, сценарист, композитор.
Чтобы правомерно использовать объект авторского права в рекламе, нужно установить создателя произведения и получить от него разрешение на его использование в рекламе. В ст. 1257 ГК РФ автором произведения признается гражданин, чьим творческим трудом оно создано. Например, для использования музыки в рекламе обратитесь к написавшему ее композитору.
Это правило действует в отношении всех объектов авторского права в рекламе, включая саму рекламу. Поэтому стоит изучать не только продукцию конкурентов, но и их логотипы, тексты рекламных объявлений, слоганы.
Рекламные агентства
Изготовитель или продавец товара может заказать рекламу в маркетинговом агентстве. Тогда агентство отвечает за то, чтобы рекламный продукт не нарушал интеллектуальные права третьих лиц. Они заключают лицензионный договор, или авторский договор с каждым автором: копирайтером, фотографом и так далее. Комплекс прав всех авторов принадлежит агентству и переходит к заказчику в момент подписания договора.
Содержание лицензионного договора
Можно заключить с автором используемого произведения договор передачи прав — лицензию. Этот документ предоставит вам право использовать произведение в рекламных целях.
Обязательные пункты в лицензионном договоре:
Вознаграждение обязательно полагается за каждый вид использования произведения. Существуют минимальные суммы авторских выплат, которые избавят вас от претензий автора в будущем
Авторский договор
Если произведение уже создано, и вы хотите приобрести на него права, то заключается авторский договор. Если вы поручаете лицу создать какое-то произведение специально для вас, то заключается договор-заказ и обязательно оплачивается аванс.
Служебные произведения
Служебные произведения создаются в рамках трудовых взаимоотношений между работником и работодателем строго в соответствии со служебными обязанностями работника. Согласно п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю.
Но если уборщица написала статью для редакции, или бухгалтер нарисовал дизайн для студии, то работодатель не может правомерно использовать эти произведения без заключения отдельного договора.
Использование материалов в рекламе без получения согласия автора нарушает авторские права и положения законодательства об интеллектуальной собственности. Но в некоторых случаях использование материалов законом допускает в рамках добросовестного использования, при этом даже в этих случаях существуют ограничения, поэтому лучше все равно предварительно связаться с автором материала или проконсультироваться с юристами.
В соответствии со ст.1274 ГК РФ, без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения можно включать в рекламу произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры. Кроме того, можно использовать произведения, срок действия исключительного права на которые истек, то есть прошло 70 лет с даты смерти автора.
Также можно использовать материалы открытой лицензии Creative Commons, подробнее об этом мы рассказывать в статье.
Скачано из интернета
Рекламопроизводитель скачал понравившуюся фотографию в интернете и использовал в своей рекламе. К сожалению, рекламопроизводитель не учел тот факт, что наличие фотографии в сети не обеспечивает свободного доступа к ней. На любые файлы, размещенные в сети, действует запрет на использование без согласия правообладателя. Напоминаем, что отсутствие прямого запрета не считается согласием.
Строчка из песни
Маркетолог заимствовал одну строчку из известной песни для ролика заказчика. Он забыл, что согласно п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются не только на все авторское произведение, но и на часть произведения, название, персонажа произведения.
Автор же умер, что такого?
Заказчица знала, что автор ее любимой песни умер 30 лет назад. Она подумала, что теперь песню можно свободно использовать и попросила агентство включить трек в рекламу своей зубной пасты. Для нее стало открытием, что имущественное авторское право переходит по наследству, поэтому теперь нужно заключать договор на использование части песни с наследниками автора. Она не знала, что общественным достоянием песня станет только через 70 лет после смерти автора. А также, что личные права (указать имя или псевдоним) не отчуждаются и после смерти автора могут защищаться наследниками.
Забыли пунктик в договоре
Рекламопроизводитель заключил с автором договор о передаче имущественного права, но забыл про личные неимущественные права, которые охраняются законом. Он использовал работу автора анонимно, чем нарушил право на имя. Ему можно посоветовать ознакомится с п. 1 ст. 1265 ГК РФ. В нем говорится, что у автора произведения есть право публиковать его под своим именем, псевдонимом или анонимно. Ошибки в договоре, нарушение условий договора в части передачи объема прав и их порядка — распространенное нарушение.
Давайте нашу сметану будет рекламировать Шрек!
Еще одним примером нарушения авторских прав в рекламе будет история рекламного агентства N. Рекламное агентство решило использовать персонажа из мультфильма «Шрек» для рекламы сметаны «Коровка». Креативщик подумал, что узнаваемый образ привлечет внимание и будет способствовать продажам. Но, оказалось, что защита авторских прав действует в том числе и на персонажа произведения.
Нельзя без разрешения автора использовать его произведение. Согласно статьям 1250, 1252 и 1253 ГК РФ, автор вправе потребовать с вас возмещение убытков. Если ему сложно оценить ущерб, он может потребовать выплаты компенсации.
Ее размер определяет суд. Это от 10 тыс. до 5 млн рублей или стоимость права использования произведения, умноженная на два.
Часто: автор может потребовать возмещения морального вреда, конфискации контрафактной продукции, запрета на дальнейшее незаконное использование его произведения.
Редко: может просить о конфискации оборудования, на котором была сделана контрафактная продукция.
Напомним, автор может предъявить претензии всем участникам рынка: заказчику, рекламному агентству и средству массовой информации, которое показывает рекламу.
Большая часть современной рекламы в интернете и на телевидении представляет собой аудиовизуальные произведения (клипы, короткий метр). Это сложный объект, пользующийся особым правовым режимом.
Согласно ст. 1263 ГК РФ, аудиовизуальное произведение состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений (сопровождаемые звуком или нет), предназначенных для зрительного и слухового восприятия.
Для его использования необходимо получить согласие того, кто организовал создание сложного объекта — продюсера. Продюсер подписывает договоры со всеми авторами частей сложного объекта: режиссером, сценаристом, композитором, а рекламопроизводитель заключает лицензионный договор только с ним.
Если продюсера нет, то рекламопроизводителю придется самостоятельно заключать договор с каждым автором. Если кто-то то из них умер — обратиться к наследникам.
Напомним, что актеры в роликах и модели, участвующие в фотосессиях, не являются авторами, но обладают смежными правами (у них есть права на использование их исполнения). Их согласие также должно быть отражено в договоре.
Заключение
Если вы хотите использовать в рекламе чужое произведение, то наберитесь терпения и будьте последовательны:
Напомним, что вам не нужно получать разрешение на использование произведения, если на него истек срок охраны авторского права. В России он составляет всю жизнь автора плюс 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Но не забывайте о личных правах автора: вам придется указать имя автора в рекламе.