Содержание
Какие товары чаще всего подделывают?
К технологиям борьбы с контрафактом можно отнести применение специальных средств защиты продукции от подделки, например, голограмм, водяных знаков, специальных рельефов и меток. В России также действует система маркировки и прослеживаемости товаров. Сюда можно отнести различные виды акцизных марок и голографических наклеек. Первыми стали маркировать алкоголь, табачную продукцию и CD-диски. Что такое контрафакт, и как он вредит вашему бизнесу. Эксперты n’RIS рассказывают, какая продукция наиболее подвержена контрафакту, как узнать о реализации контрафактных товаров под вашим брендом, и как с этим бороться.
Слово “контрафакт” происходит от английского “counterfeit” – подделка. Контрафактная продукция – это любой новый продукт, копирующий уже существующий с нарушением авторских прав. Контрафактом являются не только прямые подделки, но и оригинальная продукция, ввезенная "серым" способом (т.н. параллельный импорт"). Также фактическим контрафактом является выпуск товаров с товарным знаком или дизайном, до степени смешения сходными с оригинальным.
Согласно данным таможенных конфискаций, оборот контрафакта в мире составляет от 200 до 360 миллиардов долларов в год, и это только те, кого сумели поймать. Более 80% россиян согласны покупать контрафакт. По данными ФТС России, за период с 2009 по 2016 гг. число выявленных поставок контрафактной продукции выросло более чем в 10 раз!
История контрафакта берет начало в девяностых годах, когда дефицит порождал рынок челноков, возивших товары из-за рубежа. Тогда первые законы об интеллектуальной собственности только начали появляться, а компетенции правоохранительных органов в этой части были существенно ограничены.
Сейчас чаще всего поддельная продукция производится в Турции, Египте и Китае, там целые фабрики заточены под производство контрафакта. И это безусловно вредит бизнесу тех, кто производит оригинальные товары. Реплики наносят урон репутации бренда, который может оцениваться в миллионы долларов.
С точки зрения защиты интеллектуальной собственности выделяют несколько видов контрафактных товаров:
Среди наиболее часто подделываемых товаров – детские игрушки, одежда и обувь, потребительская электроника и аксессуары, батарейки, бытовая химия, парфюмерия, минеральная вода, молочная продукция, лекарства и сигареты. Подделка продукции – часто встречающееся явление для швейцарских часов, в этой категории товаров оборот от производства контрафактной продукции оценивается в миллиард долларов ежегодно.
Чтобы выявить подделки на ваши товары специалисты рекомендуют мониторить рынки, поисковики и маркетплейсы. Эффективными также могут быть рейды на известные точки продажи контрафакта, такие как крупные вещевые рынки. Крупные каналы продаж уже мигрировали в мессенджеры и соцсети (Telegram, WhatsApp).
К технологиям борьбы с контрафактом можно отнести применение специальных средств защиты продукции от подделки, например, голограмм, водяных знаков, специальных рельефов и меток. В России также действует система маркировки и прослеживаемости товаров. Сюда можно отнести различные виды акцизных марок и голографических наклеек. Первыми стали маркировать алкоголь, табачную продукцию и CD-диски.
Система “Честный знак”, которую уже несколько лет вводят в России, идентифицирует каждую единицу товара через уникальный цифровой код, защищенный криптографией. Это позволяет государству, бизнесу и потребителю контролировать путь любого товара от производителя до конечного покупателя, защищая продукцию от контрафакта. В нашей стране обязательная маркировка ряда товаров (сигарет, обуви, одежды, шин и др.) введена с 2019 года, а с 2020 года маркируется и молочная продукция. К 2024 году планируется сделать маркировку сплошной для всех видов товаров. Наиболее часто обязательная маркировка и системы прослеживаемости вводятся в отношении лекарственных средств, а также алкогольной, табачной и сельскохозяйственной продукции.
Если вы обнаружили, что вашу продукцию подделывают, обратитесь к экспертам n’RIS. Они помогут пройти необходимые процедуры по доказательству факта подделки и окажут вам поддержку в суде и при внедрении системы защиты от контрафакта. Для обнаружения контрафакта и более глубокого мониторинга можно воспользоваться услугой Антипиратство.
Гражданско-правовая ответственность за производство и распространение контрафакта подразумевает штраф до пяти миллионов рублей. Вместе с тем в последнее время стали применять и уголовную ответственность, если причинен ущерб в крупных или особо крупных размерах. Минимальное наказание в случае наступления уголовной ответственности за нарушение авторских прав - штраф в 200 тыс. рублей. Также суд может назначить исправительные работы и арест на срок до полугода.
Если следствием установлено, что нарушения производились в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору, то размер штрафа увеличивается до 500 тысяч рублей. В качестве наказания также могут назначить принудительные работы или лишение свободы сроком до шести лет.
В любом случае предусмотрена обязательная конфискация контрафактных изделий и зачастую также изымается оборудование и материалы, которые применяются для его воспроизводства.