Содержание
Что такое фанфик, фан-арт и фикрайтерство
Фанфикшн и фан-арты - производные произведения или нарушение авторских прав?
Можно ли легально публиковать фанфикшн или продавать фан-арты?
Что на практике: почему так часты нарушения?
Романы, сериалы, фильмы, комиксы и другие произведения искусства всегда вдохновляли поклонников на фан творчество: портретные рисунки, карикатуры, небольшие рассказы с любимыми героями. Если раньше поклонники делились фанфиками и фан-артом с ограниченным числом людей, то с развитием интернета их работы перешли на веб-сайты, форумы, блоги, социальные сети — это стало привлекать больше внимания авторов оригинальных произведений, и вызывать все больше вопросов относительно авторских прав. Разбираемся, что такое фанфик, нарушают ли фанаты авторские права на произведения, и могут ли они легально продавать свои работы.
Многие остаются под таким впечатлением от произведения, что долго думают о персонажах и воображают неожиданный поворот сюжета или финала. Так вот, фанфики или fan fiction — это то, что создают фанаты, вдохновившись прочитанным или увиденным произведением. Это истории с другим развитием сюжета, в которых представлены персонажи, обстановка и сюжеты из их любимых, ранее существовавших романов, фильмов, сериалов, комиксов и других художественных произведений. Зачастую фанфик создается про конкретных персонажей. Фанфики появились много десятилетий назад, но широкое распространение получили в 1960-е годы, с распространением так называемой «фанатской литературы».
Авторами фанфиков являются фикрайтеры — они же занимаются фикрайтерством, то есть пишут новые истории на основе оригинальных.
Фан-арт — это рисунки по мотивам полюбившихся произведений, с помощью которых фанаты создают новые художественные образы любимых персонажей. Например, это могут быть как традиционные портретные рисунки и иллюстраций, так и созданные в фотошопе произведения.
В наше время многие фикрайтеры создают фанфикшн не просто вдохновившись оригиналом, но и заимствуя из него персонажа, локацию или сюжет. Согласно п.7 ст. 1259 ГК РФ, авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора. Поэтому, заимствуя персонажей с определенными индивидуальными характеристиками и создавая с ними новые истории, фикрайтеры часто нарушают авторские права.
Также заслуживает внимание локация, которую фикрайтер использует для новой истории, так как она тоже является объектом авторского права. Например, Хогвартс из «Гарри Поттера» относится к таким объектам. Если фанфик будет написан о месте, в котором живут чародеи, эльфы и чудовища, а волшебники изучают законы магии, то будет трудно сказать, что это фанфик по роману «Гарри Поттер», а если в истории будет фигурировать огромный замок, название Хогвартс, директор школы Дамблдор и путь до школы через стену на железнодорожном вокзале, то нет никаких сомнений в том, что это фанфик по «Гарри Поттеру».
Сюжет и идея, в отличие от локации и персонажа, не охраняются авторским правом, так как представляют собой идею и содержательную часть произведения, по которым сложно определить, какому первоначальному произведению соответствует фанфик.
Учитывая то, что фанфик — это новое произведение, созданное на основе оригинального, он называется производным произведением, и требует учета прав правообладателя оригинала, который создавал сюжет и персонажей. В п. 3 ст. 1260 ГК РФ указано, что автор производного произведения осуществляет свои авторские права при соблюдении прав авторов произведений, использованных для производного произведения.
Художники, вдохновленные образами полюбившихся им произведений, также не должны забывать, что фан-арт является производным искусством, авторские права принадлежат создателю производного произведения. Но автор такого произведения не может реализовывать свою работу без лицензии на переработку первоначального произведения, которое было создано первым автором.
Для того, чтобы снизить риск нарушения авторских прав на фанфик и привлечения к ответственности за нелегальное использование произведения, авторы фанфиков и фан-арта часто публикуют дисклеймеры, которые указывают на некоммерческое использование работы. Но фраза, используемая в дисклеймере, например, «Произведение представлено исключительно в развлекательных, а не в коммерческих целях», не имеет правового значения в России, и не избавляет автора производного произведения от ответственности.
Еще до того, как появился Интернет, фик райтерство не приносило авторам никакого денежного вознаграждения, поэтому коммерческих возможностей в этом не было. В единичных случаях, например, как с фанфиком «50 оттенков серого», произведение могло “выстрелить”, но это произошло в том числе из-за того, что автор только вдохновился первоначальной работой, а не создал новую с использованием оригинальных персонажей, локации или сюжета.
Согласно ГК РФ ч.4, авторские права на произведение и его персонажей принадлежат писателю в течение всей жизни, затем они переходят его наследникам, и действуют следующие 70 лет. По истечении этого срока все фильмы, книги, сериалы, комиксы и другие произведения, включая персонажей, становятся общественным достоянием. Получается, автор может абсолютно законно создавать фанфикшн на работы, которые были созданы примерно столетие назад, и использовать их в коммерческих целях, но лучше убедиться, что правопреемников нет, и вы не нарушаете авторские права автора.
Помимо этого, для легальной продажи фан-арта и фанфиков можно приобрести права на отдельных персонажей, которых вы собираетесь использовать в своей работе. Но сумма, за которую крупные корпорации дают в аренду своих героев, может составлять сотни тысяч долларов, поэтому лучше следовать примеру Э.Л. Джеймс, и создавать полностью новые работы, только вдохновившись старыми. Стремиться к тому, чтобы фанфик кардинально отличался от оригинала.
В настоящее время многие авторы фанфиков и фан-арта регистрируются на специальных площадках для размещения творчества, например, Patreon, и предлагают поклонникам задонатить им определенную сумму на дальнейшее развитие творчества, предложив взамен нарисовать фан-арт или написать фанфик. Они не продают произведение напрямую, но это не значит, что авторские права не нарушаются.
Если вам удалось получить письменное согласие от автора оригинального произведения на его “переработку”, тогда производное произведение можно будет использовать любыми способами: как на коммерческой, так и некоммерческой основе. Прежде чем опубликовать или распространять фанфик или фан-арт, в том числе в коммерческих целях, заранее позаботьтесь о защите интеллектуальной собственности. Чтобы не допустить незаконного распространения производного проекта, например, при печати на футболках, кружках, сумках и другой продукции, вы можете его задепонировать.
При депонировании в n’RIS файл с произведением (фанфик) помещают в цифровую ячейку, информация о котором попадает в сеть РЦИС.РФ (блокчейн-инфраструктуру управления интеллектуальными правами). Благодаря блокчейну фиксируется время, когда объект интеллектуальной собственности был загружен в систему, а также информация о том, кому принадлежат авторские права на него и какие операции с ним проводились. Автор получает ключ шифрования электронной ячейки, который позволяет обратиться к информации об объекте авторского права.
После завершения процедуры автор получает свидетельство о депонировании на русском или английском языке с цифровой подписью и штампом даты и времени аккредитованного удостоверяющего центра. Свидетельство служит дополнительным подтверждением авторства на фанфик при возникновении споров даже в суде, и может быть предъявлено в качестве довода с требованием удалить пиратский контент.
Зачастую нарушения возникают из-за использования персонажа без согласия автора в коммерческих целях. Это могут быть фанфики, доступ к которым предоставляется по подписке, а также продажа футболок, кружек, сумок и других аксессуаров с любимыми героями фан-арта. Кроме того, некоторые владельцы прав обращаются с жалобами из-за создания более “взрослого” фан-арта или написания фанфиков, в которых герои могут быть обнажены или заниматься действиями сексуального характера — то, чего может не быть в оригинальном произведении.
Не все поклонники знают о том, что использование уже существующих персонажей является нарушением авторских прав, особенно в коммерческих целях. Любое вторжение в форму произведения легально только если оно производится с письменного согласия правообладателя. Поэтому фикрайтеры и художники порой идут на риск, распространяя фанфик и в целом свое творчество.
Для пародий и карикатур предусмотрены исключения — если фанфик или фан-арт смешной, имеет комический характер, то разрешение на переработку от правообладателя не нужно. Но порядок определения принадлежности объекта творчества именно к этим жанрам никак не определен, что создает риски. Поэтому лучшим решением при создании в том числе пародий и карикатур будет получение согласия автора, чтобы не нарушить авторские права.
Чаще всего большие компании вроде Paramount Pictures, Disney, Warner Bros. Studio не могут отследить каждого автора, создающего фанфик, соответственно, написать сотни и тысячи претензий в суд. Но это не избавляет поклонников и всех, кто создает фанфик, от юридической ответственности за нарушение.