Содержание
Ошибки составителей договора франчайзинга
Франчайзинг широко распространен во всем мире, потому что дает возможность крупным компаниям расширять свой бизнес без привлечения дополнительных средств, а начинающим предпринимателям - снизить риски, связанные с открытием нового дела. В российском законодательстве понятие «франчайзинг» отсутствует, соответствующие отношения компании оформляют с помощью договора коммерческой концессии, которой посвящена вся 54 глава Гражданского кодекса РФ - 14 статей. Впрочем, по мнению экспертов, современное законодательство обеспечивает защиту правообладателя на довольно слабом уровне.
Давайте разберемся, как осуществляется защита франшиз, какими правами обладают стороны коммерческой концессии, какие риски несет правообладатель и какие меры можно предпринять, чтобы эти риски снизить.
Суть франчайзинга как бизнес-модели заключается в том, что одна компания передает другой во временное пользование исключительные права на принадлежащую ей интеллектуальную собственность за определенное вознаграждение. Это могут быть:
Договор предусматривает конкретные условия:
Он обеспечивает защиту прав потребителей франшизы, но не позволяет в полной мере обезопасить правообладателя.
Одно из слабых мест коммерческой концессии - передача франчайзи секретов производства (ноу-хау). По российскому законодательству ноу-хау охраняется как интеллектуальная собственность до тех пор, пока в отношении него действует режим коммерческой тайны. Несмотря на то, что партнеры, которым передается секрет производства, подписывают документ о неразглашении, нет никакой гарантии, что они не продолжат его использовать даже после прекращения франчайзинга. Таких случаев в истории бизнеса много.
Средства индивидуализации и технологии тоже могут использоваться недобросовестно, в нарушение условий договора и после прекращения срока его действия. При этом привлечь нарушителя к суду часто бывает невозможно из-за отсутствия доказательств, в том числе того, что права на интеллектуальную собственность принадлежат компании-франчайзеру.
Среди прочих рисков - убыточность франшизных предприятий, невозможность на 100% контролировать выпускаемую франчайзи продукцию или предоставляемую услугу, невыплата роялти.
Перед тем, как заключать договор коммерческой концессии или передавать право использования интеллектуальной собственности другой компании по лицензионному договору, нужно позаботиться о защите этой интеллектуальной собственности.
Эти способы защиты, к сожалению, не предотвратят саму возможность того, что вашей интеллектуальной собственностью воспользуются незаконно, но позволят быстро и без лишних затрат доказать факт нарушения и получить компенсацию.
Следующий этап защиты франшиз заключается в грамотном составлении договора коммерческой концессии. Мы рекомендуем обязательно приглашать для этого юриста, специализирующегося на интеллектуальной собственности.
Договор коммерческой концессии заключается исключительно в письменной форме и подлежит государственной регистрации. Если договор не был зарегистрирован, юридической силы он не имеет. Любые выплаты по договору должны происходить только после того, как он зарегистрирован. Этим в первую очередь обеспечивается защита прав потребителей франшизы.
Договор обязательно должен включать не только описание передаваемого в пользование товарного знака, но и номер свидетельства о его государственной регистрации, детальное описание прав и обязанностей сторон, условия выплаты вознаграждения (роялти или паушальные платежи), штрафы и санкции при нарушении условий договора.
Договор коммерческой концессии может быть бессрочным, но по нашему опыту лучше заключать его на определенный срок, в том числе и потому, что такой договор проще при необходимости расторгнуть.
В этой статье мы рассмотрели лишь часть вопросов, связанных с франчайзингом в России, но надеемся, что это поможет вам в вашем бизнесе. Успехов!