Содержание
Условия для регистрации хэштега
Сегодня предприниматели активно заводят и продвигают блоги в социальных сетях и находят там клиентов. Одним из популярных и бесплатных методов продвижения в них являются хэштеги. Но не все знают, что при использовании чужих хэштегов можно нарушить чужие интеллектуальные права и быть оштрафованным на сумму от 10 тыс. до 5 млн рублей.
Чтобы предприниматели, блогеры и вообще любые пользователи избежали подобных внезапных неприятностей, мы подготовили статью об охране права на хэштег. Разбираемся, как зарегистрировать хэштег и что делать для защиты брендового хэштега от незаконного использования конкурентами.
Хэштег представляет собой знак «#» и следующий за ним любой набор символов, цифр, слов или словосочетаний. Это один из удобных методов поиска интересующей информации по ключевым словам или названию темы. Его используют для продвижения постов в социальных сетях. Для некоторых платформ он более актуален, чем для других.
С юридической точки зрения представляет интерес то, что хэштег можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Регистрации подлежит любой набор символов, слов или словосочетаний после знака решетки. Охраняемый хэштег нельзя использовать никому без разрешения правообладателя.
Согласно ст. 1482 ГК РФ, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы любые словесные обозначения. Законодательство не предъявляет отдельных требований для оформления хэштегов, из чего делаем вывод, что они стандартные.
Товарный знак (ТЗ) — это визуальное, словесное, звуковое или иное обозначение, которое призвано отличать одни товары или услуги от других. Поэтому ТЗ всегда регистрируется в отношении определенного класса или классов товаров или услуг из перечня Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Все требования к охраноспособным хэштегам такие же, как и к любым другим обозначениям, которые вы хотите зарегистрировать в качестве товарного знака.
Представим ситуацию, что компания придумала работающий хэштег: он интересный, звучный, им охотно делятся друг с другом пользователи. Компания планирует его зарегистрировать, но не хочет реализовывать под ним какие-либо товары или услуги. Возможна ли регистрация в таком случае?
После того как вы придумали название, необходимо пройти стандартную процедуру регистрации. Она состоит из нескольких понятных этапов:
1. Проверка хэштега на оригинальность
Нужно убедиться в уникальности вашего наименования и проверить, не повторяет ли он чей-то еще, зарегистрированный ранее. Вы можете самостоятельно вбить название своего хэштега в платную базу Федеральной службы по интеллектуальной собственности (ФИПС) или воспользоваться другими сервисами, у которых есть доступ к данным ФИПС (например, «Онлайн Патент»). Информацию о товарных знаках зарубежных стран найдете в международной системе TMview.
2. Оформление заявки на регистрацию товарного знака
Стоимость оформления товарного знака недешевая и встанет в сумму около 30 тыс. рублей. Цена складывается из нескольких пунктов и оплачивается не сразу, а по частям:
Ознакомиться с полным списком пошлин можно на сайте Роспатента
3. Отправка заявки в ФИПС
Заявка проходит формальную экспертизу около месяца: специалисты проверяют грамотность оформления документов. Дальше в течение года заявка подлежит экспертизе обозначения по существу: проверяется оригинальность наименования, исключается сходство заявленного ТЗ с ранее зарегистрированными. Если хэштег пройдет обе проверки, вы получите на руки свидетельство о регистрации знака.
Для регистрации товарного знака не выходя из дома, без поездок и бумажных копий документов можно воспользоваться сервисом в сфере охраны интеллектуальной собственности в России и за рубежом — «Онлайн Патент». Сервис входит в топ-3 по регистрации товарных знаков в России, подавая в год на регистрацию более 1500 заявок. Подготовка и подача заявки в Роспатент, включая консультацию и обсуждения заявки с патентным поверенным, занимает 2-3 дня.
Процесс государственной регистрации хештега в качестве товарного знака небыстрый и непростой, и предприниматель легко может допустить ошибку в оформлении заявки, а спустя год получить отказ. Поэтому к этой работе лучше привлечь специалиста — патентного поверенного. При выборе профессионала убедитесь, что у него есть опыт работы именно с товарными знаками. В Москве будьте готовы заплатить за работу патентного поверенного сумму, равную двойной стоимости пошлины.