Видео-лекция Антона Пронина: Интеллектуальная собственность и инновации

26.08.2021
icon clock 11 мин 21 сек читать
icon eye 165 просмотров
Видео-лекция Антона Пронина: Интеллектуальная собственность и инновации

В очередном интервью из цикла «n’RIS Академия. Диалоги» директор по корпоративным инновациям фонда «Сколково» Антон Пронин рассказывает про инновации и управление интеллектуальной собственностью.

Антон работает в фонде с 2017 года. На протяжении своей карьеры в корпорациях он занимал должности, связанные с повышением эффективности бизнеса. Теперь Антон помогает уже самим большим компаниям адаптироваться в мире стартапов и разобраться с интеллектуальной собственностью в инновационных процессах.

Специально для «n’RIS Академии» Антон рассказывает, почему стартап — микромодель корпорации и важный инструмент для бизнеса, который позволяет быстро уловить изменения рынка и предпочтений потребителей. И, конечно, о решающей роли интеллектуальной собственности в инновационной деятельности и важности депонирования прав на инновационные продукты.

Интервью с Антоном Прониным для цикла лекций «n’RIS. Академия. Диалоги»

Нужно ли компаниям, вставшим на инновационный путь, уделять внимание формированию стратегии работы с инновациями при развитии своих технологических активов?

Изначально любой компании действительно необходима какая-то стратегия или концепция работы с инновациями. К сожалению, очень многие компании неосознанно обращаются к рынку инноваций. И когда они встречаются с тем, что почему-то треугольные инновации не помещаются в их квадратные процессы, они думают, что это какая-то хайповая пиарная история, не подходящая под мир корпораций. Но на самом деле инновации жизненно необходимы для стимулирования бизнеса и в целом для развития экономики. Во-первых, стартапы раньше чувствуют изменения рынка и потребительского поведения — это тонко настроенный прибор. Корпорации же ощущают тенденции гораздо позднее. Во-вторых, стартап похож на микромодель большого бизнеса. Эта модель умеет быстро и гибко развернуть свои процессы, трансформироваться в сторону эффективности или создания некоего понятного продукта. Чтобы поменять какой-то свой процесс, корпорации необходимы месяцы, а то и годы. Но потребитель диктует свой спрос, и потребительское поведение меняется — в последнее время особенно быстро. Поэтому необходимо более осознанно подходить к постановке инновационных процессов и набирать для этой цели отдельную команду.

Даже если команда занимается инновационными процессами внутри корпорации, она все равно живет в замедленном темпе. Но соберите сотрудников в отдельную RND-лабораторию, как они начнут работают более результативно, сработает синергетический эффект от того, что они встретили себе подобных, таких же гиков.

На встречах происходит магия нетворкинга. Потому что нельзя просто сидеть и придумать какую-то крутую историю; она возникает в диалоге. Даже у меня много идей появляется, когда я просто пью кофе в Сколково. Кого-то случайно из коллег встретил, и мы — бац! — о чем-то быстро договорились. Такой мир искровых коммуникаций у нас сейчас.

В основе инноваций лежат изобретения, творчество. Каким образом Фонд «Сколково» рекомендует защищать свои инновации и патенты?

Очень много стартапов состоят из творческих людей, креаторов, авторских групп. Они похожи на артистов и художников. Это может быть проблемой — не всегда они думают о защите прав на свою интеллектуальную собственность. Более того, они начинают удовлетворять свое тщеславие и публикуют в Интернете описания бизнес-моделей и ноу-хау. А после обнародования эти разработки перестают быть ноу-хау.

Очень многие не понимают, что такое депонирование, не обращаются в патентные ведомства, потому что считают, что это какой-то бюрократический долгий процесс. Хотя многие зарубежные компании строят хороший бизнес на этом — отчуждая, продавая лицензии на свои нематериальные активы, управляя ими. А ведь в фонде есть центр интеллектуальной собственности, играющий ведущую роль в России.

Ассоциация IPChain создана совместно с фондом «Сколково»; IPChain Lab делает различные цифровые инструменты для депонирования, защиты, монетизации объектов интеллектуальной собственности. Создаются профильные тренинги, курсы, в том числе и в рамках онлайн-образования. Но я не могу сказать, что есть огромный спрос. Наверное, он появится со зрелостью стартаповского инновационного рынка.

Какие методы защиты своей интеллектуальной собственности можно применить? Имеет ли смысл озаботиться этим на этапе разработки продукта?

Мнение о том, что можно защищаться только через патенты, не совсем верное. В основном оно встречается у стартапов. В целом, весь стартап можно разложить на разные объекты нематериальных активов. Тот же бренд или франшизу можно укомплектовать в так называемый IP-Box, «коробку интеллектуальной собственности». Делать бизнес можно, продавая лишь IP-Box или лицензии! У меня было несколько диалогов со стартапами, когда мне рассказывали про сложную бизнес-модель, как они планируют делать и продавать продукт, что под это нужны большие инвестиции. На самом деле большие инвестиции не нужны. Нужно «оконтурить» стратегию, упаковать ее в IP-Box, зарегистрировать франшизу и продавать ее.

Это совершенно другой бизнес, который не потребует поиска сложных инвестиционных средств. Поэтому скорее нужно доносить до них этот IP-менеджмент наравне с продуктовым. Тогда уже на ранней стадии будущие стартаперы смогут формировать бизнес-стратегию с интегрированными знаниями о том, как защищаться, опираясь не только на патент.

Поделиться
icon
Контакты
© 2016-2021, АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Antipiracy:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. 10:00 - 19:00
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. 10:00 - 19:00
Посмотреть на карте