Обнародование произведения: Как? Когда? Зачем?

Опубликовано:
Актуально на: 2024-10-23
icon clock 45 мин читать
icon eye 9614 просмотров
Обнародование произведения: Как? Когда? Зачем?

Содержание

Законодательная база: право автора на обнародование и использование произведения

Обнародование и опубликование произведения по международному и иностранному праву

Формы обнародования произведений

Особенности обнародования изображений, фото и видео

Опубликование литературных произведений

Обнародование музыкальных произведений

Обнародование произведения при жизни автора и после его смерти

Право на отзыв


Многие дизайнеры, художники, писатели, фотографы и другие создатели рано или поздно сталкиваются с вопросами — как обнародовать свое творение, чтобы о нем узнало как можно больше людей, каких правил стоит придерживаться? Рассказываем, что нужно знать авторам и правообладателям о праве на обнародование произведений и в чем заключаются его особенности в отношении фото, изображений, музыки и других объектов авторского права.

Законодательная база: право автора на обнародование и использование произведения

По законодательству Российской Федерации, автор приобретает авторские и смежные права на произведенный объект в момент создания нового произведения — будь то текст, картина, песня или видеоролик.

Права на результаты интеллектуальной деятельности бывают исключительными (имущественными), связанными с использованием произведения, и личными неимущественными, такими как права на имя, неприкосновенность, обнародование и отзыв произведения. Есть и иные авторские права — право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и т.д., но они возникают и применяются только в определенных случаях.

Исключительное право можно передать бесплатно или за вознаграждение кому угодно через договор отчуждения. Право использовать объект передается по договору предоставления права пользования. Личные неимущественные права неотчуждаемы и всегда закреплены за автором. Новый правообладатель может запретить автору использование произведения, но при этом не может отказать ему в указании его авторства, так как это личное неимущественное право. Кроме того, по умолчанию труды создателя нельзя искажать, представлять по частям, снабжать пояснениями. Чтобы новый правообладатель имел право на усовершенствование, рекомендуется включать в договор условие о согласии автора внесения изменений в произведение.

Важным термином в защите прав автора является «опубликование» — один из видов обнародования, который подразумевает обязательное создание копий произведения на материальных носителях.

Обнародование и опубликование произведения по международному и иностранному праву

Право автора на обнародование произведения сохраняется в течение всей его жизни — это правовая аксиома большинства стран мира. После смерти создателя это право переходит к наследникам или к тем, кого автор указал в завещании, если автор не воспользуется своим правом запретить обнародование любых своих произведений после смерти. В России неимущественное право охраняется бессрочно, а исключительное имущественное право сохраняется за наследниками 70 лет после смерти автора. В законе встречаются особые условия по исчислению срока действия исключительного права, например, добавляется четыре года, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней.

Практически во всех государствах продолжительность охраны прав авторов литературных и художественных произведений подчиняются главному международному соглашению — Бернской конвенции, ее подписали 179 государств. Согласно Бернской конвенции, минимальный срок охраны авторских прав, в которые входят и права на обнародование и опубликование произведения —  50 лет с года смерти автора. Каждое государство-участник Бернской конвенции может устанавливать и более длительные сроки защиты.

В странах Евросоюза с 1993 года действует директива 93/98/EEC: установлен 70-летний срок действия имущественных прав с года, следующего за годом смерти автора. Аналогичная продолжительность охраны авторских прав закреплена и законами США. Примечательно, что в 1998 году для работ, опубликованных до 1 января 1978 года, срок был увеличен на 20 лет, до 95 лет с даты публикации.

В некоторых странах срок защиты авторских прав сильно отличается в большую или меньшую сторону от распространенной формулы «годы жизни + 70 лет». В Ливии срок сокращен до 25 лет после смерти, в Йемене он составляет 30 лет, а в Мексике — 100 лет.

Обнародование и опубликование произведения по международному и иностранному праву


Формы обнародования произведений

Обнародование произведения — это процедура, при которой оно впервые становится доступным для неограниченного круга лиц. Выпустить произведение в широкое обращение можно как в материальной, так и в нематериальной форме. Согласно статье 1268 Гражданского кодекса РФ, обнародовать произведение можно путем его опубликования, показа, исполнения, сообщения в эфир/по кабелю либо любым другим способом. С развитием современных технологий способов ознакомить аудиторию со своим творчеством становится все больше: можно опубликовать свое произведение в Интернете, записать видео в соцсетях, выложить фотографию.

На практике существуют такие формы обнародования, как:

  • Устное исполнение — публичные выступления, чтения, доклады, ораторские монологи
  • Выпуск в свет в письменной форме — распространение рукописей, печатных текстов, публикация книг, материалов, научных трудов или статей
  • Демонстрация объектов трехмерного измерения — скульптур, моделей, макетов
  • Трансляция записей видео и аудио с использованием материальных, цифровых носителей или компьютерной техники
  • Представление данных в графической форме — фотографии, чертежи, рисунки, предметы живописи
  • Вещание в эфире или по кабелю
  • Любые другие способы демонстрации творческого объекта, которые делают произведение доступным

По сути, любой способ, благодаря которому произведение становится доступным первый раз для широкого круга лиц, будет считаться обнародованием.

Особенности обнародования изображений, фото и видео

При обнародовании фото, произведений изобразительного искусства или видео, на которых присутствуют люди, не забывайте про дополнительные требования к публикуемым изображениям, статья 152.1 Гражданского кодекса РФ запрещает использование изображения человека без его согласия.

Имеется ряд исключений, не требующих согласия изображенного человека при обнародовании:

  • использование изображения в общественных интересах
  • изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, например, на концертах или соревнованиях (кроме случаев, когда такое изображение является основным объектом использования)модель дала согласие на использование ее изображений — такое условие закреплено в договоре
  • модели заплатили за съемку. Крайне рекомендуется получать  расписку модели с ФИО, полученной суммой, указанием места фотосессии и подписью. В съемках TFP — сотрудничестве, при котором ни одна из сторон не берет деньги за съемку, фотографии являются платежом за позирование, поэтому необходима расписка модели о том, что в качестве оплаты она получила в цифровом либо распечатанном виде конкретное количество фотографий. Расписка подтверждает согласие модели на использование ее изображений фотографом.

В намерении обнародовать изображения — добавить фотографии или видео в портфолио, не стоит игнорировать требования законодательства, которые могут быть связаны с получением разрешения на использование изображения человека. Заручитесь письменным согласием лиц, которые на них изображены или пропишите согласие на публикацию изображений в договоре. Иначе модель может в любой момент потребовать убрать обнародованные фото из портфолио автора в соцсетях и на профильных сервисах. Это важно при размещении в любых целях, в том числе коммерческих: если планируется, например, печать фото на футболках, также нужно взять письменное согласие модели, поскольку изображенный человек вправе запретить продажу футболок со своим принтом.

За использование фотографий без разрешения правообладатель может потребовать от 10 тысяч рублей до 5 миллионов за каждый снимок. Но зачастую нарушителей законодательства это не останавливает: в суде автору придется доказать, что автором изображения является именно он. Для безопасного обнародования изображений обратите внимание на ресурсы, которые помогают зафиксировать авторское право и избежать проблем с его защитой в будущем. Например, фотографам, иллюстраторам, художникам и дизайнерам поможет онлайн-сервис Арт Клауд от n’RIS. Одна из его главных ценностей — именно возможность зафиксировать авторство объекта творчества и осуществлять защищенное обнародование произведений. Работы размещаются в цифровом хранилище: по умолчанию конфиденциальность обеспечена, доступ к загруженным файлам третьих лиц — только по решению владельца портфолио, в зависимости от задачи по своему усмотрению можно выбирать разный уровень доступа (с возможностью просмотра или скачивания), фиксируется авторство и дата и время загрузки (временной приоритет). При обнародовании на изображение проставляется QR-код, можно раскрыть содержимое одного файла или папки целиком и отправить ссылку на объект с возможностью скачивания.

Используйте сервис для защищенного обнародования
фотоснимков и изображений
Перейти к услуге Арт Клауд

Подписка на сервис позволяет выбрать нужный объем хранилища, загрузить файлы и систематизировать по личному усмотрению. На каждый файл можно получить официальный правоподтверждающий документ, который служит одним из доказательств авторства даже в суде.

При создании кино авторами считаются режиссер, сценарист и композитор (если использовалась музыка, специально созданная под конкретный проект). Фильм — это сложный объект, который объединяет нескольких авторов произведений или их частей, поэтому исключительные права на использованные при создании объекты интеллектуальной собственности имеют и другие лица: участвующие в производстве костюмеры, декораторы, звукорежиссеры, гримеры, художники обладают имущественными правами и считаются авторами объектов интеллектуальной собственности, которые входят в аудиовизуальное произведение. Чтобы свободно использовать будущий фильм, продюсеру необходимо внести в договоры со всеми участниками творческой группы условие об отчуждении исключительных прав в полном объеме или получить лицензию, которая даст право использовать объекты, созданные авторами для кинопроекта в соответствии со статьей 1240 Гражданского кодекса РФ.

Опубликование литературных произведений

Опубликование литературных произведений

Опубликование — это выпуск в обращение экземпляров, копий произведения в любой материальной форме. Для литературных произведений актуальны как публикация с помощью заключения договора с издательством, так и самостоятельное издание, например, через Интернет-ресурсы для публикации произведений в книжных интернет-магазинах и онлайн-библиотеках, или сервисы, которые позволяют напечатать тираж книги в типографии. Иногда авторы публикуют произведение поэтапно, например, выкладывая части книги в соцсетях. Опубликовать произведение можно когда угодно, обнародовать только однажды, когда читатели получают к нему доступ впервые.

Многие писатели боятся публиковать свои произведения из-за возможных недобросовестных действий третьих лиц: заимствования и плагиат — не редкость. Для издательств перспектива сотрудничества с талантливым автором целесообразнее попыток присвоить текст. Особенно актуальна эта проблема при обнародовании в Интернете, ведь скопировать работу может любой желающий. Это нарушение законодательства, но в случае судебных разбирательств придется предъявить доказательства авторства, поэтому важно до обнародования позаботиться о защите авторских прав.

Среди авторов распространено обращение к нотариусу для подтверждения своего авторства, но суть процедуры на самом деле в другом. Нотариус фиксирует событие и факты, подтверждает, что конкретное лицо предоставило ему конкретный объект, произведение в конкретный момент времени. Процедура подразумевает постраничную оплату — услуги могут обойтись довольно дорого, и личное присутствие, что не всегда комфортно. Другой способ — отправить самому себе бандероль с распечатанным текстом, не вскрывая ее без необходимости. Но отправление может затеряться в пути, также присутствуют риски повреждения упаковки. Минус этого способа заключается в том, что вскрыть конверт с почтовым штемпелем, который доказывает дату отправки, можно только один раз.

Один из самых простых и эффективных способов защиты авторского права до обнародования — сервис цифрового депонирования n’RIS, инновационные технологии которого способствует подтверждению авторства в случае возникновения спорных ситуаций. Файл с произведением будет храниться в защищенной цифровой ячейке с соблюдением конфиденциальности и отсутствием доступа третьих лиц. Сервис предоставляет возможность указать соавторов и их доли в произведении. Процедура подтверждается официальным авторским свидетельством со штампом даты и времени и цифровой подписью. При необходимости защиты прав на территории стран ЕС и США можно заказать свидетельство на английском языке. Этот документ служит одним из доказательств вашего авторства даже в суде.

Зафиксируйте свое авторство перед обнародованием
созданных вами произведений
Депонировать интеллектуальную собственность

Иногда труды литератора попадают в руки третьих лиц: родственников, друзей, коллег. Что публиковать или не публиковать — при жизни решает только автор. Если создатель умер, правомерным будет считаться поведение лица, обладающего исключительным правом на произведение, в том числе наследника, при котором произведение обнародовано согласно воле умершего — в соответствии с решением автора, выраженном в завещании, письмах, дневниках и т.п. Если умерший автор не обозначил свою позицию при жизни, прямо не запретил, обнародовать можно по умолчанию.

Авторам, которые решили обнародовать книгу и обратились в издательство, надо тщательно изучить все условия договора. Например, условие об отчуждении исключительного права означает, что правообладателем произведения становится издательство. В итоге автор получит вознаграждение, предусмотренное договором, но полностью и навсегда потеряет права на книгу. При отчуждении исключительного права у автора сохранятся только личные неимущественные права (право создателя называться автором произведения и т.д.).

Другой вариант — предоставление издательству исключительной лицензии, которая до завершения срока действия ограничивает автора в сотрудничестве с другими издательствами. Создатель остается правообладателем и после окончания срока исключительной лицензии и может распоряжаться произведением, например, издавать тиражи в других издательствах.

Значительная доля известных на весь мир авторов публиковала свои книги под псевдонимами, и эта традиция сохраняется до сих пор. Обнародование произведения под псевдонимом имеет только одну отличительную особенность, которая указана в статье 1281 Гражданского кодекса РФ: срок действия исключительного права не привязан к жизни автора — после обнародования он исчисляется с 1 января следующего года и истекает через 70 лет.

Законом не установлена процедура регистрации псевдонима, но существуют различные способы, которыми пользуются авторы. Самый простой — официальная регистрация имени и творческого псевдонима в ISNI (International Standard Name Identifier) — единой международной системе идентификации создателей и правообладателей интеллектуальной собственности, где можно получить бессрочный правоподтверждающий документ с уникальным идентификационным номером.

Иногда для закрепления псевдонима авторы вносят изменения в свои паспортные данные (меняют имя, фамилию), в таком случае псевдоним становится официальным именем.

Создатели коммерчески успешных произведений чаще всего защищают псевдоним путем регистрации товарного знака в Роспатенте. Можно зарегистрировать словесные, изобразительные, объемные обозначения и их комбинации. Например, Dj Smash, Григорий Лепс — не только псевдонимы, но и товарные знаки исполнителей. Регистрация занимает около года и стоит довольно дорого, но позволяет ограничить использование товарного знака другими лицами.

Обнародование музыкальных произведений

Обнародование музыкальных произведений

В последние годы, помимо исполнения, вещания в эфире, презентации аудиозаписей при выпуске альбома музыканты выкладывают произведения в соцсетях и на Интернет-платформах, например, Вконтакте, YouTube, Tik-Tok. Иногда композиции сразу появляются на потоковых сервисах, таких, как Amazon Music, Яндекс.Музыка, Pandora, Shazam, Apple Music, Spotify. Когда автор размещает свое творчество на этих площадках, он подтверждает согласие с правилами платформ, которые могут предусматривать оплату размещения и возможность получать вознаграждение за прослушивание произведений. Музыкант может одновременно обнародовать творчество и заработать на композиции, которая впервые стала доступна широкой аудитории, но условия зависят от правил конкретного сервиса, которые стоит внимательно изучить.

Иногда, не зная правовых тонкостей, исполнитель отправляет произведения знакомым, например, в мессенджере. Является ли такой шаг обнародованием — неоднозначный вопрос. С одной стороны, одним из условий опубликования является количество материала для потребителей — достаточное для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, с другой — произведение становится доступным для третьих лиц. На практике в таких случаях композиции часто неправомерно используют или даже присваивают авторство.

У музыкальных композиций есть свои уникальные особенности, возникающие в связи с обнародованием произведения и его дальнейшим использованием. Дело в том, что все музыкальные произведения мы слышим в исполнении — оно может быть живым или воспроизводится с записи. Эта запись называется фонограммой, и по закону она является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, а связанные с ее использованием права называются смежными. Права изготовителей на фонограмму действуют 50 лет с даты записи. То есть у автора есть право на произведение (авторские права), у исполнителя или изготовителя фонограммы права на исполнение произведения и фонограмму (смежные права). Смежные права не могут возникнуть без авторских прав — использовать объект, охраняемый смежным правом, невозможно без согласия автора произведения. Подробнее о смежных правах можно прочитать в материале по ссылке.

Обнародование произведения при жизни автора и после его смерти

Автор может обнародовать свои произведения в той форме и на той площадке, которые сочтет подходящими. Кроме него делать произведение общедоступным при жизни автора могут только правообладатели, получившие это право по договору или по наследству.

Также создатель произведения может передать имущественные права полностью или частично по договору авторского заказа. В условиях договора оговаривается характер передаваемых прав (исключительный или не исключительный), размер и порядок выплаты вознаграждения, объем передаваемых прав с указанием конкретных правомочий (право на воспроизведение, тиражирование и т.д.), срок и территория передаваемых прав.

Если произведение не было обнародовано до момента смерти автора и запрета на обнародование нет, то дальнейшую судьбу публикации обычно решают правообладатели.

Важно: если произведение было создано в соавторстве, то исключительное право переходит от умершего к его наследникам: они решают, обнародовать произведение или нет.

Право на отзыв

Права автора включают возможность отозвать свое произведение перед публикацией. Отзыв может быть выражен отказом от передачи исключительного права или действиями, включая отзыв. Сегодня это право — самостоятельная категория, регулируемая ст. 126 ГК РФ. Его можно использовать в любое время после получения разрешения на публикацию:

1. Если произведение еще не было опубликовано, автор должен уведомить получателя исключительного права и явно выразить отказ

2.Если произведение уже опубликовано с согласия автора, требуется обязательное публичное уведомление о прекращении использования произведения без согласия автора, и ранее распространенные копии могут быть изъяты

Но это право не применяется к программам для ЭВМ, служебным произведениям и составным частям сложных объектов.

При использовании права на отзыв автор обязан возместить упущенную выгоду тем, кто планировал использовать произведение в коммерческих целях. Сегодня право на обнародование остается сложным вопросом юридической практики, и его недооценка может привести к серьезным нарушениям авторских прав и финансовым убыткам.

Даже если автор письменно отказался от права на публикацию, взыскание морального ущерба за его нарушение после его смерти представляется сложной задачей. Например, Франц Кафка, немецкий писатель, перед своей кончиной поручил своему другу Максу Броду сжечь все его произведения. Тем не менее, это не было выполнено, и рукописи были опубликованы, нарушив волю автора, но ответственности за это не последовало.

Изображение
Защитите свои произведения
Переходите в личный кабинет и управляйте
своей интеллектуальной собственностью онлайн
Депонировать


Поделиться
icon
Контакты
АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Антипиратство:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте