Персонаж как объект авторского права

11.02.2021
icon clock 19 мин 28 сек читать
icon eye 3451 просмотр
Персонаж как объект авторского права

В статье 1259 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации дан список объектов, охраняемых авторским правом. В число этих объектов входит и персонаж, но только в том случае, если он может быть признан «самостоятельным результатом творческого труда автора», выражен в объективной форме и сохраняет свою узнаваемость, если используется отдельно от произведения. На практике это значит, что герой должен обладать рядом характеристик, которые индивидуализируют его в достаточной степени: описание внешнего вида, характера, особенностей движения, мимики, речи и т.п.

Если его самостоятельность подтверждена, то такой персонаж, как объект авторского права, подлежит охране наравне с целым произведением, что касается в том числе и срока действия исключительного (имущественного) права.

Следует учитывать, что речь здесь идет не только о действующих лицах, выраженных в форме изображения. Персонаж, в соответствии с этой же статьей ГК РФ, может быть выражен в любой объектной форме:

  • письменной или устной;
  • звуко- или видеозаписи;
  • объемно-пространственной и др.

В судебной практике доказательство самостоятельности образа является самым сложным и принципиальным вопросом в решении дела. Например, в известных судебных спорах по поводу неправомерного использования персонажей мультипликационного сериала «Маша и Медведь», в постановления судов было указано, что каждый герой имеет:

  • визуальную форму, позволяющую отличить их от других героев;
  • характер, воплощенный во внешнем виде и поведении;
  • ряд «отличительных и узнаваемых признаков», позволяющих идентифицировать образ вне произведения.

Дополнительным и достаточно весомым доказательством в суде стали трудовые договоры с авторами персонажей, договоры авторского заказа и служебные задания. Об этом, кстати, стоит помнить всем авторам, создающим образы для мультипликации, игр, фильмов, рекламы и т.п. Мы рекомендуем оформлять и хранить любые документы, которые позволят впоследствие подтвердить авторство.

Охрана персонажа как объекта авторского права

Как вымышленные, так и реальные герои, в том случае, если они известны и узнаваемы, привлекают повышенное внимание к товарам и услугам, в рекламе которых они используются. Естественно, это приводит к тому, что спрос на коммерческое использование знаменитых персонажей огромен. В России, например, регулярно рассматриваются дела, связанные с украшением тортов образами из известных мультипликационных фильмов. Как любой объект интеллектуальной собственности, персонаж охраняется законом и не может использоваться без разрешения автора. Но, подчеркнем это еще раз, в судебной практике суды, решая, охраноспособен образ или нет, всегда исходят из возможности его самостоятельного использования.

Законодатель в данном случае выделяет два основных варианта такого использования - воспроизведение и переработка. Воспроизведение - это изготовление одного и более экземпляров персонажа. При этом не важно, был ли персонаж воспроизведен со 100% точностью, использованы только какие-то его отдельные узнаваемые характеристики, или образ был сильно изменен, но все равно сохранил узнаваемые характеристики. Если это было сделано без разрешения автора - это будет считаться нарушением закона. И в каком именно виде были изготовлены экземпляры - тоже несущественно, в форме изображения, компьютерной 3D-модели, украшения для десерта и т.д.

Исключительное авторское право на персонаж действует в течение всей жизни его автора и 70 лет после его смерти, которые отсчитываются с 1 января года, следующего за годом смерти. На протяжении этого времени автор имеет право на получение вознаграждения за каждый случай использования его персонажа. Личные неимущественные права автора бессрочны и неотчуждаемы.

Персонаж в авторском праве РФ и других государств

Несмотря на то, что образ литературы или произведения искусства защищается авторским правом во многих странах мира, не везде подход к самому определению понятия «персонаж», его правовому статусу и принципах охраны одинаков.

Есть страны, где персонаж вовсе не признается в качестве самостоятельного объекта интеллектуальной собственности. Это, в частности, Франция.

В Германии суд определяет самостоятельность образа в каждом конкретном случае, оценивая усилия, которые были приложены для его создания.

С другой стороны, в авторском праве США это понятие трактуется намного шире, чем в России. В американской судебной практике есть довольно много прецедентов, когда «персонажами» признавались неодушевленные предметы, например, Бэтмобиль и даже перчатка Фредди Крюгера. В первом случае суд руководствовался тем, что название Бэтмобиль - оригинально и уникально, образ имеет достаточные индивидуализирующие характеристики, а в отдельные моменты машина играет одну из главных ролей. В случае с Фредди Крюгером решение было обосновано важной ролью, которую перчатка играет для идентификации героя.

Вполне естественно, что в ряде случаев закон признает и авторское право на имя персонажа. Главный критерий охраноспособности - это имя должно быть неологизмом. В качестве примера ситуации, когда имя одного из самых знаменитых и узнаваемых героев российской мультипликации, которого знают все, так и не было признано самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, можно привести Чебурашку. Все дело в том, что это слово есть в словаре В.И. Даля и обозначает куклу-неваляшку.

Как использовать персонаж, чтобы не нарушить авторские права

Современная классификация выделяет три категории героев:

  • вымышленные одушевленные;
  • вымышленные неодушевленные (анимационные);
  • реальные герои.

Использование в рекламной, промышленной или сувенирной продукции образов реальных личностей, которые стали героями каких-то произведений, регулируется другой частью Гражданского кодекса (часть 1, статья 152.1. «Охрана изображения гражданина»), авторское право на эту ситуацию не распространяется.

Для того, чтобы использовать изображения вымышленных героев, нужно получить разрешение у автора или правообладателя. Чаще всего объектами интереса со стороны предпринимателей становятся герои аудиовизуальных произведений - мультфильмов и кинофильмов. Обычно обладателем прав на такое произведение в целом и его отдельные части является продюсер или киностудия. Именно с ними и нужно заключать лицензионный договор на использование персонажа. Иногда авторские права на персонаж могут сохраняться за его авторами.

Если аудиовизуальное произведение создано по мотивам литературного произведения, авторами (правообладателями) книжного персонажа и персонажа фильма/мультфильма часто являются разные люди! Например, все у того же Чебурашки два «папы» - писатель Эдуард Успенский (автор героя книги) и мультипликатор Леонид Шварцман (автор героя мультфильма). Кстати, второй Чебурашка - хороший пример производного произведения, на создание которого требуется разрешение автора оригинального образа. Имейте это в виду, если собираетесь использовать известных героев для написания собственных книг, создания мультипликации, игр и т.п.

И еще один нюанс - персонаж может быть (или стать) объектом смежных прав, если его образ воплощается на сцене актером. Такое воплощение (исполнение) является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, но требует разрешения автора оригинала, если использует уже существующий образ.

Итак, чтобы не получить весьма серьезные штрафы за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности, нужно обязательно позаботиться о заключении лицензионного договора с автором или правообладателем или использовать литературные и художественные образы, которые уже перешли в общественное достояние. Напомним, что исключительное право прекращается спустя 70 лет после смерти автора.

Как защитить авторское право на персонаж

Российское законодательство не предусматривает государственной регистрации прав на объекты авторского и смежных прав. Автор признается автором в силу создания объекта интеллектуальной собственности, а правообладатель становится правообладателем по договору о передаче автором части или всех исключительных прав. Парадоксально, но часто правообладатель таким образом становится более защищенным законом, чем автор.

Самый эффективный способ зафиксировать права автора - задепонировать персонаж. После депонирования автор получает официальное свидетельство, которое является подтверждением факта владения объектом интеллектуальной собственности. Обратите внимание, что, поскольку персонаж может быть выражен в разных формах, депонируемые материалы тоже будут отличаться. Если это двух- или трехмерная визуальная форма, к описанию следует приложить рисунок, фото, распечатку и т.п. Если речь идет о литературном персонаже, нужно составить максимально полное его словесное описание. Вместе с персонажем можно зафиксировать и его имя.

Еще один способ защиты художественного образа - зарегистрировать его в качестве товарного знака. Это долгая длительная и дорогая процедура, осуществляется она в Роспатенте. Чаще всего на это идут юридические лица, которые планируют выпускать рекламную, сувенирную, промышленную продукцию с использованием персонажа.


Депонировать

Поделиться
icon
Контакты
© 2016-2020, АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Antipiracy:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. 10:00 - 19:00
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. 10:00 - 19:00
Посмотреть на карте