Ремикс, ремейк и кавер-версия с точки зрения авторских прав

Опубликовано:
Актуально на: 2024-01-26
icon clock 27 мин 44 сек читать
icon eye 31486 просмотров
Ремикс, ремейк и кавер-версия с точки зрения авторских прав

Музыканты часто задаются вопросами: можно ли законно использовать творчество других исполнителей? Можно ли перерабатывать произведения? Считается ли, например, создание ремикса нарушением авторских прав? В каких случаях автор первоначального произведения вправе потребовать компенсацию? Обсудим принципиальные отличия между такими музыкальными произведениями, как кавер-версии, ремейки и ремиксы, а также авторское право на эти объекты.

Понятия ремикс, ремейк и кавер-версия

Ремикс (от англ. remix — перемешивание) — версия трека, которую музыкант или группа выпускает после выхода оригинальной версии, применяя для этого современную аранжировку. Что такое ремикс песни на практике? Это смешивание первоначальной версии песни с различными звуками и спецэффектами, обычно в формате электронной музыки. При записи ремиксов может меняться аранжировка, темп и тональность исходного трека, но без отступлений от оригинального звучания.

Ремейк (от англ. remake — переделка) считается разновидностью ремикса, представляет собой запись и перевыпуск уже существующего музыкального трека, только с добавлением или изменением каких-либо его составляющих. При записи ремейка песня приобретает новую аранжировку, что помогает ей, например, стать более современной, как легендарная песня Элвиса Пресли Always on My Mind, получившая второе дыхание в исполнении группы Pet Shop Boys.

Новая версия, которая подверглась изменению, может не сильно отличаться от оригинала, или стать практически неузнаваемой благодаря более современному звучанию. Например, если в композиции не поменялась музыка, но используется текст с переводом на другой язык — это ремейк.

Что такое кавер в музыке? Кавер-версия — это альтернативное исполнение уже существующей, как правило, записанной песни популярной группы или исполнителя другими музыкальными коллективами, которые стремятся сделать свою версию трека максимально похожей на оригинал. В кавере может меняться аранжировка, но текст и основная гармония остаются прежними.

Ремиксы и авторское право

Обсудим, есть ли у создателей ремиксов авторские права. Закон предусматривает защиту любой интеллектуальной собственности. С юридической точки зрения автором ремикса считается его создатель: ему, как автору производного произведения, принадлежат авторские права на осуществленную переработку оригинального произведения (ст. 1260 ГК РФ).

Чтобы создать ремикс, автору следует заручиться согласием автора оригинальной музыкальной композиции (как музыки, так и текста), а также исполнителей и производителей фонограмм, которым принадлежат смежные права. Это нужно для того, чтобы не столкнуться с нарушением интеллектуальных прав автора.

Законодательно за исполнителем закреплено исключительное право — с ним связано воспроизведение, распространение, переработка произведения, автор может реализовывать свою работу так, как хочет. Также за исполнителем сохраняются личные неимущественные права, которые неотчуждаемы и не могут передаваться другим лицам. Например, среди них право авторства, которое позволяет автору всегда оставаться автором произведения, право на имя, связанное с использованием произведения под реальным именем, псевдонимом или анонимно, и другие права. Подробнее об авторских правах на музыку читайте в этой статье.

Для создания производного произведения используют лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права, по условиям которого авторы первоначального произведения дают свое согласие на переработку и уточняют другие условия использования произведения.

Основные правовые понятия

У автора, создающего ремикс, ремейк или кавер-версию, возникают авторские права, которые включают в себя:

Исключительное право — право, в соответствии с которым автор решает, как используется его работа. При этом у композиции, на основе которой был создан ремикс, ремейк или кавер-версия, тоже есть правообладатель, которому принадлежит исключительное право. Поэтому всегда для создания производной работы на основе чужого произведения нужно заручиться согласием у правообладателя.

Личные неимущественные права — неотчуждаемые права, которые всегда закреплены за автором. К ним относится право авторства, право на имя, на обнародование и на неприкосновенность.

Как очистить права на сэмпл?

Очистка прав — это процесс получения разрешения от правообладателя для легального использования фрагмента музыки в производной работе.

Для этого необходимо определить, кто является правообладателем оригинальной композиции, которую вы хотите использовать в своем ремиксе или кавере. Затем связаться с правообладателями для получения разрешения: часто это делается через их представителей, лейблы или агентов. После уточнить условия использования и получить письменное разрешение.

Как сделать ремикс на трек и не нарушить авторские права? 

Самый надежный способ избежать нарушения авторских прав — получить письменное разрешение от правообладателя оригинального трека. Также можно воспользоваться треками, права на которые предоставляются по открытой лицензии Creative Commons: она позволяет использовать композицию при соблюдении определенных условий, например, только в одном проекте или с обязательным указанием имени создателя оригинальной композиции. 

Некоторые платформы и сервисы в интернете предоставляют услугу лицензирования музыки, очистку авторских прав на конкретные треки. Кроме того, можно обратиться в общества по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП), которые являются посредниками между правообладателями музыки и покупателями.

Права на каверы

Даже если «прочтение» оригинальной песни совершенно другое, создателю кавера необходимо соблюдать предусмотренные законодательством формальности. При создании новой версии используются музыка и текст исходной композиции, поэтому важно, чтобы исполнение кавера не нарушало авторские права.

Иногда музыканты лояльно относятся к использованию их творчества без разрешения, а исполнители произведений даже не задумываются о незаконности своих действий. К примеру, композиция Despacito пуэрториканского музыканта Луиса Фонси и вокалиста Дэдди Янки переделывалась разными музыкантами сотни раз, иногда приобретая самые неожиданные формы.

Но рассчитывать на лояльность не стоит, так как это прямое нарушение авторских прав. В большинстве стран мира установлен 70-летний срок действия имущественных прав с года, следующего за годом смерти автора. Привлечь к ответственности за нарушение закона и требовать компенсацию с нарушителя создатель оригинальной песни может спустя много лет после выхода кавера.

В отличие от ремиксов, первоначальное исполнение в каверах никогда не используется. Обычно создается оригинальная композиция, что упрощает автору производного произведения задачу по документальному оформлению своих прав, поскольку получать разрешение исполнителя исходного произведения не требуется. При таких обстоятельствах потребуются согласия только авторов текста и музыки или, например, правообладателя, если исключительное право передано лейблу или студии звукозаписи.

Как договориться о правах, чтобы исполнить или записать кавер?

Договоренность следует обязательно фиксировать в письменном виде — для этого подойдет лицензионный договор, в соответствии с которым лицензиар (правообладатель) предоставляет лицензиату (приобретателю прав) исключительное право на использование оригинальной композиции в предусмотренных договором пределах, например, передает право на переработку музыкальной композиции в течение 5 лет или только для реализации в одном проекте. Важно как можно подробнее описать в договоре условия использования композиции, а также указать размер вознаграждения: он может быть выплачен как разово, так и регулярно выплачиваться в виде роялти с реализации.

Когда нарушаются авторские права при создании ремиксов, ремейков и каверов

Является ли ремикс нарушением авторских прав? Ответ на вопрос зависит от наличия согласия на переработку автора или иного правообладателя. Аналогично, и для сэмплирования — использования части одной звуковой записи в другой песне. При отсутствии разрешения на переработку, как и в других описанных случаях, авторские права будут нарушены. Создатели использованной композиции вправе требовать возмещения убытков или выплаты компенсации за нарушение авторских прав.

Также нарушением будет считаться несоблюдение условий лицензионного договора, например, если стороны договорились об определенных ограничениях использования произведения, а по факту такое условие не было соблюдено.

Споры из-за производных произведений нередко встречаются между лейблами и исполнителями. Например, продюсерский центр «Пропаганда» участвовал в целой серии разбирательств с бывшей солисткой одноименной группы, которая исполняла на концертах в том числе переработанные произведения. В результате суд признал исключительные права на спорные композиции за продюсерским центром, а певице запретили их перерабатывать, исполнять и размещать в Интернете.


Ваши песни используют без Вашего разрешения?
Узнайте, как найти и зафиксировать незаконное размещение произведений в интернете
Перейти к сервису «Антипиратство»

Кто правообладатель производного произведения

Авторские права на производное произведение могут принадлежать музыканту, обработавшему исходную композицию, аранжировщику, изменившему гармонию, и диджею, использовавшему новый бит. С правовой точки зрения автором производного произведения является его создатель.

Лицо, решившее создать производную работу, может реализовывать свои авторские права только при условии, что права авторов оригинального произведения были соблюдены (ст. 1260 ГК РФ). Например, если автор — диджей, желающий сделать ремикс из оригинальной композиции Монеточки, ему нужно получить разрешение от нее в письменном виде.

Если переработанные композиции воспроизводятся кавер-группой, которые не принимали участия в их создании, авторские права на эти композиции им принадлежать не будут.

Что делать в случае конфликта с автором оригинала и как не попасть под плагиат?

Для того, чтобы не попасть под плагиат, важно всегда изучать условия использования произведения. А если трек был найден в интернете и никак не удается найти его автора, то лучше не использовать это произведение, так как есть риск того, что автор может найти производную работу и заявить о нарушении авторских прав. Если получить разрешение от правообладателя, заключив соответствующий лицензионный договор, то автор оригинала не сможет заявить о нарушении его авторских прав.  В качестве дополнительной защиты можно документировать все этапы создания произведения, включая получение разрешений и лицензий, а также делать скриншоты переписки с правообладателем. Это может быть полезно при возникновении конфликта.

Когда согласие правообладателя не требуется

Можно ли исполнять каверы без согласия автора? Есть правило, позволяющее авторам производных произведений обходиться без заключения договора, например, когда срок действия исключительного права на произведение истек: если автор исходного произведения умер и с момента его смерти прошло более 70 лет. После этого композиция получает статус общественного достояния и ее переработка может осуществляться без дополнительных формальностей. Например, к таким композициям относится известная мелодия Jingle Bells, которая из года в год активно используется в создании каверов, ремиксов и ремейков.

Можно прослушивать собственное творчество в домашнем кругу, даже если речь идет о производном произведении. Но, например, публикация ремейка в социальных сетях уже потребует согласия автора произведения. Это связано с тем, что правила цифровых платформ могут предусматривать возможность обеспечения неограниченного доступа пользователей к контенту и возможность его продвижения (осуществление рекламных кампаний с вложением денежных средств).

Статья 1274 ГК РФ разрешает исполнять правомерно обнародованные произведения в медицинских и образовательных организациях, учреждениях социальных услуг и уголовно-исполнительной системы, лицам, которые в них работают, содержатся или обслуживаются. При организации, например, детского утренника без оплаты за «вход» или концерта в медицинском учреждении, вопрос о том, можно ли делать ремиксы без согласия правообладателей, не целесообразен. Получить согласие автора оригинальной работы для создания производного произведения нужно, а вот для его исполнения уже нет.

При создании производных произведений наличие согласия автора или правообладателя исходной музыкальной композиции требуется практически всегда, за исключением ситуаций, когда работа переходит в общественное достояние или переработка реализуется в жанре пародии. В остальных случаях всегда нужно спрашивать разрешения артиста на реализацию ремикса, ремейка и кавер-версии, чтобы избежать спорных ситуаций.


Изображение
Защитите свой контент
от незаконного использования
Оставьте заявку на расчет стоимости использования
программного обеспечения Антипиратство
Узнать стоимость


Поделиться
icon
Контакты
АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Антипиратство:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте