Содержание
Общая характеристика субъектов авторского права
Специфика авторства на составные, производные, служебные произведения
Авторское право защищает права создателей произведений литературы, науки и искусства от копирования, плагиата и неправомерного использования. Это создает благоприятную среду для творчества, здоровой конкуренции и способствует росту экономики страны.
Чтобы защищать свои авторские права и не нарушать чужие, нужно повышать юридическую грамотность. В этом материале мы разберем, что такое субъект авторского права, кому принадлежат права, если авторов много и кто может быть правообладателем составных, производных и служебных произведений.
Согласно учебнику «Право интеллектуальной собственности. Авторское право» под редакцией Людмилы Новоселовой, субъект авторского права — это тот, кто участвует в процессе использования объектов авторского права: книг, картин, программ для ЭВМ, изобретений и так далее.
К субъектам авторского права относится четыре категории:
Субъект может оказаться сразу в нескольких категориях одновременно. Например, автор может быть правообладателем, а пользователь — потребителем.
У каждой категории субъектов есть свой набор прав и обязанностей.
Субъектами авторского права могут быть физлица и юрлица.
Подробнее о субъектах авторства:
Автор или соавтор — физлицо. Тот, кто приложил творческий труд и создал произведение.
Композиция охраняется авторскими и смежными с авторскими правами. Права возникают по умолчанию и не требуют специальной регистрации. Автор может продать исключительное право на произведение, но право считаться автором останется с ним навсегда, потому что оно неотчуждаемо (ст. 1267 ГК РФ). После смерти личные неимущественные права автора прекращаются, а исключительное право переходит по наследству, если автор не передал его третьему лицу по договору отчуждения.
Правообладатель — физлицо, юрлицо, государство и лицо без гражданства. Тот, кто на данный момент владеет исключительным правом на произведение.
Он получил его по факту создания произведения, по наследству или по договору отчуждения. Правообладатель может использовать произведение по своему усмотрению: передать по лицензии или отчуждать его третьим лицам. Если правообладатель передал кому-то произведение в пользование по лицензии, то этот человек не будет считаться правообладателем.
Напомним, что такое исключительное право. Оно регулируется ст. 1229 ГК РФ и дает правообладателю возможность использовать объект интеллектуальной собственности. Правообладатель может разрешать или запрещать другим пользоваться произведением за деньги и продать исключительное право по договору отчуждения.
Пользователь — тот, кто пользуется произведением литературы, науки и искусства совместно с кем-то.
В авторском праве это означает, что человек создал такие условия, что произведение доступно другим. Например, дает почитать книгу знакомым или смотрит фильм с семьей. Исключением будет владелец программы для ЭВМ: он может пользоваться программой самостоятельно и будет считаться пользователем.
Законно использовать произведение можно на основании договора или закона (ст. ст. 1272-1280 ГК РФ). После того как произведение перейдет в общественное достояние, свободно пользоваться им сможет любой, нужно только указать имя автора и не менять содержание произведения.
Потребитель — тот кто самостоятельно потребляет произведение: читает книгу, слушает музыку, смотрит фильм или владеет диском с фильмом.
Пока потребление произведения свободно и никак не регулируется в законодательстве. То есть потребитель не понесет никакого наказания за покупку «пиратского» фильма или скачивания «пиратской» игры на компьютер. В некоторых странах Европы эта ситуация меняется, но до России эта практика пока не дошла.
Картины, скульптуры, книги, программы для ЭВМ (программное обеспечение) и научные достижения охраняются авторским правом. Исключительное право на них возникает по умолчанию и его не нужно специально регистрировать. Оно действует всю жизнь автора плюс еще 70 лет после его смерти.
Знак охраны
У владельца исключительного авторского права есть возможность поставить знак охраны авторского права на свои произведения. Это делается по желанию.
Знак охраны включает:
Такой знак обозначает принадлежность исключительного права, но не спасает от посягательств нарушителей или плагиата. Но он может помочь защитить свои права, когда нарушение произойдет.
Депонирование
Как еще защитить свои права? Перед первой публикацией можно задепонировать произведение. Задепонировать = зафиксировать авторство. Эту процедуру еще называют регистрацией авторских прав.
Сами по себе авторские права не требуют регистрации и возникают по факту создания произведения науки, искусства и литературы. Однако, в случае возникновения спорной ситуации могут потребоваться доказательства авторства, поэтому авторские права важно и нужно фиксировать.
Цифровое депонирование — это процедура фиксации авторских прав, осуществляемая онлайн. С помощью этой процедуры можно зафиксировать авторские права на любые объекты творчества: музыку, книги, переводы, обучающие курсы и так далее.
Сервис n’RIS позволяет совершить процедуру цифрового депонирования не выходя из дома в пару кликов из любой точки земного шара. Зарегистрируйтесь в личном кабинете на сайте nris.ru, пройдите модерацию, поместите файл с произведением в защищенную ячейку и получите электронное свидетельство о депонировании с цифровой подписью, штампом даты и времени загрузки за несколько минут. Свидетельство станет дополнительным подтверждением вашего авторства в спорах с нарушителями и при разбирательствах в суде.
Кейс по охране авторского права субъектом авторского права
Пример из судебной практики: в июле 2022 года суд вынес окончательное решение по одному спору об авторском праве. Субъект авторского права, Чернышева Лариса Александровна, подала в суд на ООО «Алисторус» за нарушение авторских прав. Девушка — автор перевода с английского языка на русский произведения Эриха Фромма «Искусство любви». Ее авторство подтверждается наличием ее имени как переводчицы и знаком охраны авторского права на экземплярах книг, изданных в 1990 и 1991 году.
Чернышева заявила, что компания ООО «Алисторус» без ее согласия, заключения договора и выплаты вознаграждения издала и продавала ее перевод в составе новой книги «Природа любви». Автор перевода потребовала компенсацию за нарушение исключительных авторских прав в размере 80 тыс. рублей, а также запрета юрлицу продолжать пользоваться ее переводом. Компания ООО «Алисторус» в суд не явилась, суд признал ее виновной и запретил пользоваться переводом автора. Чернышевой суд присудил компенсацию в 80 тыс. рублей.
Соавтор — физлицо. Тот, кто приложил умственный труд и создал произведение в коллективе с кем-то.
Например, программы для ЭВМ и базы данных, фильмы, театральные постановки, монументальные произведения искусства, архитектурные произведения часто создаются в большом коллективе.
Авторские права на произведения, созданные в соавторстве, принадлежат всем авторам в равной степени, если договором не предусмотрено иное.
Соавторы — субъекты авторского права. Коллективное произведение может быть двух видов: раздельное и нераздельное.
Произведение считается созданным в соавторстве, когда:
Уточнение: техническая, организационная и менеджерская помощь не делает человека соавтором. Например, жена Льва Толстого несколько раз перепечатывала его роман «Анна Каренина», но по закону соавтором она не считается.
Поскольку соавторы имеют равные права на коллективное произведение, все сопутствующие решения (отчуждение, передача прав по лицензии, распределение авторского гонорара, порядок написания имен) они принимают вместе. Если у них это не получается — идут в суд.
Составные и производные произведения регулируются ст. 1260 ГК РФ и охраняются авторским правом.
Составные произведения
Не путайте раздельное соавторство с составными произведениями. Составные произведения — это новые произведения, которые получаются в результате соединения нескольких уже существующих. Это может быть коллаж, база данных, научный сборник. Творческий вклад автора составного произведения (составителя) именно в подборе, систематизации, расположении существующих объектов. Такие произведения охраняются авторским правом как новые.
У составителей есть не только права, но и обязанности. Например, составители должны соблюдать права авторов произведений, включаемых в свои сборники. Это делается с помощью письменного согласия.
Производные произведения
Производные произведения также создаются на основе уже готового объекта творчества. Это может быть экранизация комикса, художественный перевод книги, новое прочтение театральной пьесы, аранжировка популярной песни и так далее.
Автор переработки должен соблюдать права авторов перерабатываемых произведений и получать письменные согласия. Переработка охраняется авторским правом.
Служебные произведения
Служебные произведения охраняются ст. 1295 ГК РФ. Это все то, что работник делает на работе согласно штатному расписанию и трудовым обязанностям. Исключительное право на результат его работы принадлежит работодателю.
За автором остаются личные неимущественные права. Это право на имя, право считаться автором, право на отзыв и право на неприкосновенность произведения.
Исключительное право у работодателя. Он может пользоваться произведением, продать или передать пользование по лицензии третьим лицам или сохранить его в секрете, уведомив работника. Если он ничего из этого не сделает в течение трех лет после передачи прав, то исключительное право вернется к работнику. Если работодатель использует произведение — должен выплатить сотруднику вознаграждение, сумма которого определяется по договоренности. Уточним, вознаграждение — это не зарплата, а отдельная сумма помимо нее. Ее тоже можно зафиксировать в трудовом договоре.
Важное примечание: если секретарь написал код или лаборант написал диссертацию, то работодатель не имеет права ими пользоваться без заключения отдельного договора. Почему? Потому что эта работа была сделана не в рамках служебных обязанностей.