Содержание
К объектам интеллектуальной собственности, защищаемым авторским правом, относятся «произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства» (статья 1259 Гражданского кодекса РФ). Все это области, в которых работают художники.
Законом охраняются:
Российское законодательство делает еще одно немаловажное уточнение относительно самостоятельных объектов авторского права: «не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата» (ст. 1228 4 части ГК РФ). В нашем законодательстве понятие творчества пока еще прямо не закреплено, однако как ученые, так и практикующие юристы и судьи исходят из того, что творческая деятельность - это деятельность, результатом которой является появление объекта качественно нового, уникального. Это значит, что если художник просто скопировал картину другого автора, то копия не будет считаться объектом авторских прав. Но если он взял некое произведение за основу, но добавил в свою работу новую форму, новую идею, новое содержание, такая работа будет признана самостоятельным объектом авторских прав (переработанным произведением) и получит полную защиту.
Авторские права художника включают не только стандартные для всех авторов личные и исключительные права, о которых мы расскажем ниже, но и два особенных права:
Под правом доступа (ст. 1292 ГК РФ) понимается право художника иметь доступ к оригиналу своего произведения (если оригинал продан другому лицу) для его воспроизведения (копирования, фотографирования и т.п.).
Право следования (ст. 1293 ГК РФ) подразумевает, что при каждой последующей перепродаже оригинала произведения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (например, аукционным домом или художественным салоном) художник имеет право на получение определенного вознаграждения в виде процента от продажной цены. Перечисление вознаграждений осуществляется или непосредственно автору или через организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы. Право следования неотчуждаемо, оно передается только наследникам автора.
Как и любой автор, по российскому законодательству художник имеет личные неимущественные и исключительные права, которые, к сожалению, нарушают сплошь и рядом.
Личные неимущественные права - это право быть автором и право на имя. Право быть автором означает, что никто, кроме того человека, который создал произведение искусства, не может назваться его автором. Нарушение этого права называется плагиатом и карается законом очень сурово.
Право на имя предусматривает, что художник сам решает, будет ли он обнародовать свои произведения под собственным, настоящим именем, псевдонимом или анонимно.
К исключительным (имущественным) относятся следующие права:
Исключительные авторские права художников на картины могут быть переданы другим лицам, личные права - нет.
Художник или фотограф, работающий по контракту, трудовому договору или создающий произведения искусства в рамках своих служебных обязанностей, будучи в штате компании или организации, тоже изначально имеет все вышеперечисленные права. Но есть здесь и свои особенности. Во всех этих случаях творчество является прямой обязанностью художника, а все результаты этого творчества - служебными произведениями.
По закону исключительные права на служебное произведение принадлежат заказчику или работодателю. Но по желанию автора и по согласованию с работодателем/заказчиком в договор или контракт могут быть внесены любые дополнительные условия, касающиеся этих прав. Например, ограничивающие использование произведения или обеспечивающие автору дополнительный доход (процент от продаж экземпляров произведения).
Еще одно важное понятие, предусмотренное российским законодательством - воспроизведение произведения в личных целях. В соответствии со статьей 1273 ГК РФ «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения». Например, делать копии чужих картин, рисунков, воспроизводить фотоарты и т.п. в целях обучения.
Статья 1274 допускает также свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Так называемое цитирование, причем в объеме, оправданном целью этого цитирования и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования. Несмотря на то, что в законе прямо не сказано, к каким именно объектам применима эта статья, а речь в основном идет о текстовых произведения, в судебной практике часто встречаются дела, связанные с цитированием произведений искусства (например, заимствованием картинок). Единого мнения о том, распространяется ли эта статья на предметы изобразительные искусств, у юристов на этот счет нет, и решение суды принимают обычно исходя из обстоятельств дела и собственной точки зрения на этот вопрос.
В этой же статье говорится о том, что создание пародий или карикатур на любое правомерно обнародованное произведение не требует ни получения согласия автора оригинала, ни выплаты ему вознаграждения. Единственное исключение - если пародия или карикатура порочат честь и достоинство автора, в этом случае он может обратиться в суд за защитой своей репутации.
Объекты визуальных искусств защищаются авторским правом с момента их создания. Вне зависимости от типа объекта (картина, рисунок, графика и т.п.) регистрировать их в официальных органах не требуется. Но один из самых сложных вопросов авторского права заключается в том, что при разрешении споров о том, кому принадлежит произведение, суды Российской Федерации исходят из презумпции авторства. Проще говоря, автором признается владелец произведения на более раннюю дату. Приведем пример: два лица оспаривают авторство рисунка. Ответчик в качестве доказательства того, что произведение принадлежит ему, предъявляет суду заверенный нотариусом скриншот страницы сайта с этим изображением, где он указан в качестве автора, и датой 12.03.2019. Истец предъявляет аналогичный скриншот, только с датой публикации 24.11.2018. В отсутствие иных доказательств суд решит дело в пользу истца.
Поэтому так важно вовремя зафиксировать свои авторские права на живопись и обеспечить себя серьезными доказательствами. С этой целью художники прибегают к услугам нотариуса, почты, используют депонирование или инновационный онлайн-сервис Арт Клауд.
Все эти способы работают одинаково: позволяют впоследствии точно установить дату, на которую конкретному лицу произведение уже принадлежало. Если вы сделали необходимые действия до обнародования произведения, нарушитель не сможет оспорить ваши доказательства.
Понятно, что рисунок, и тем более картину, поскольку они по определению существуют в единственном экземпляре (исключение - цифровая живопись), у нотариуса не заверишь и по почте тем более не отправишь. Как быть? Снять копию или фотокопию всего произведения и (при необходимости) отдельных его частей, составить описание произведения, где будут указаны его характерные, отличительные особенности, распечатать (конечно, в цвете, если произведение цветное) и с этими документами уже лично идти в нотариальную контору или на почту.
С депонированием все еще проще - в 2017 году оно стало доступно онлайн. Все скрины, текстовые описания, фотографии можно загрузить прямо из дома в базу сервиса и так же, онлайн, скачать официальный документ - свидетельство о депонировании.
Безопасно обнародовать творчество позволяет сервис Арт Клауд: файлы с изображениями в любом выбранном количестве размещаются в цифровом хранилище до решения автора раскрыть содержимое, фиксируется авторство и дата загрузки объектов. Можно управлять уровнем доступа: использовать открытое обнародование с возможностью неограниченного просмотра и скачивания или отправлять ссылку на файл с закрытым доступом, которая будет доступна конкретному лицу, например, заказчику. Присутствует возможность выбрать конкретные изображения для защищенного обнародования, например, одну работу или несколько сведенных в один файл. На раскрываемые объекты проставляется QR-код с информацией об объекте, авторстве и дате загрузки. До принятия решения о его раскрытии и обнародовании загружаемый контент недоступен никому.
Такое подтверждение владения интеллектуальной собственностью доступно не только самим авторам. Это могут сделать наследники, подтверждая авторские права на картины умерших художников, а также другие правообладатели. Кстати, если произведение не было обнародовано самим автором или его наследниками, и обнародование было сделано только после того, как оно перешло в общественное достояние, оно защищается не авторскими, а смежными правами, владельцем которых является лицо, обнародовавшее произведение.
Создавая произведения на заказ, не забывайте заключать с заказчиками договора. Предоставляя кому-то лицензию на свое произведение, внимательно читайте условия лицензионного договора. Выкладывая произведение в сеть Интернет, позаботьтесь о соблюдении некоторых формальностей: укажите информацию об авторстве и уточните, разрешаете ли вы использовать свое произведение или нет.