Авторские права в дизайне

10.09.2021
icon clock 24 мин 27 сек читать
icon eye 302 просмотра
Авторские права в дизайне

Дизайнеры оказывают огромное влияние буквально на все, что нас окружает, например, на внешний вид устройств. Дизайн интерьера может открыть новую тенденцию в ремонтной области, дизайн одежды — наметить новомодный тренд, дизайн упаковки продукта — решить технические требования по хранению или перевозке товара, а такая интеллектуальная работа, как разработка логотипа, фирменного стиля компании и гайдбуков, способна помочь выделиться бизнесу среди конкурентов. Все дизайнерские решения являются результатом интеллектуальной деятельности и считаются объектами авторского права. Узнаем в этой статье об авторских правах в дизайне, в том числе о том, как защитить свою работу в зависимости от направления в дизайне.

Гид по направлениям дизайна

Дизайн существует и развивается по многим направлениям, и все они требуют разных навыков и компетенций. Поэтому люди, интересующиеся дизайном, предпочитают специализироваться на одной конкретной области.

На сегодняшний день одним из самых популярных направлений считается веб-дизайн, в рамках которого специалист создает уникальный дизайн веб-сайта, разрабатывает структуру и навигацию, продумывает макет и подходящие элементы для его оформления. Наравне с веб-дизайном популярен UX-дизайн — это когда дизайнер проектирует пользовательский интерфейс так, чтобы пользователь при взаимодействии с ним пришел к конечной цели, например, заказал услугу. Еще одним, не менее востребованным направлением, считается графический дизайн, здесь специалист работает с графическими элементами, например, для создания идентичности бренда через фирменный стиль.

Среди других популярных направлений выделяют продуктовый дизайн, 3D-дизайн, дизайн дополненной реальности и дизайн интерьера — последнее связано с созданием удобного и эстетически приятного пространства для жизни, считается одним из самых прибыльных направлений интеллектуальной работы в дизайне.

Дизайн-проекты в интерьере и архитектуре

Дизайн-проект — это детальное проектирование интерьера в комнате, квартире, доме и любом другом жилом помещении, которым занимается дизайнер интерьеров. Благодаря дизайн-проекту можно наметить, каким должен быть конечный результат после ремонтных работ. Он включает в себя варианты планировки и перепланировки, план расстановки мебели, используемые материалы для отделки помещения. Задача дизайнера интерьера — реализовать все пожелания заказчика.

Объектами авторских прав в работе дизайнера интерьера является дизайн-проект интерьера, который специалист подготавливает для заказчика: в него входят концептуальные эскизы комнат с размерами мебели и оборудованием, чертежи с замерами помещения и детализацией узлов инженерных коммуникаций, планы монтажа пола, потолка и стен с выбранным покрытием и другими декоративными элементами, схемы расположения проемов дверей, розеток и другого оборудования и многое другое.

Если дизайнер выполнил работу под заказ, и получил за это вознаграждение от заказчика, то это регулируется ст. 1288 ГК РФ «Договор авторского заказа» — в деловой практике это нормально, когда исключительное право на созданный объект переходит к заказчику. С этого момента только заказчик сможет использовать объект любыми способами, в том числе публиковать в Интернете и средствах массовой информации. О принадлежности ему исключительного права заказчик сможет оповещать всех путем указания знака "копирайт", т.е. знака ©, свое наименование и год создания произведения. Чтобы дизайнер имел право демонстрировать свою работу в портфолио, он должен получить у нового правообладателя лицензию, как и любое другое лицо. Дизайнер не перестает быть автором, но авторство и право использовать и распоряжаться произведением — это разные вещи.

В отличие от других направлений дизайна, при работе с садово-парковым дизайном и архитектурными строениями специалист имеет больше полномочий, авторские права распространяются не только на макет дизайна. Дизайнер не просто создает творческий дизайн-проект будущего объекта, но и согласно ст. 12 Федерального Закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» имеет право проводить авторский надзор за его строительством, чтобы подрядчик не отступал от проектных решений.

Промышленный дизайн

Промышленный дизайн — направление, которое определяет внешний вид, функциональные и структурные особенности оборудования, техники, продукции и других изделий, окружающих нас в повседневной жизни. Чаще всего промышленный дизайнер проектирует объекты массового промышленного производства: бытовые приборы, инженерные устройства, элементы интерьера, автомобили и другие транспортные средства. По факту, все, что мы используем ежедневно, дело рук промышленного дизайнера.

Работа промышленного дизайнера состоит из дизайн-концепции, конструирования внутренних элементов товара, подбора материалов, создания эскизов и макетов, 3D-моделирования — перечисленные объекты являются результатом интеллектуальной собственности, авторские права на элементы дизайна принадлежат дизайнеру.

Графический дизайн

Графический дизайн — это средство визуальной коммуникации, которое с помощью графики придает продукту, сервису или компании индивидуальность. Несмотря на то, что графический дизайн выведен как отдельное направление, он включает в себя еще несколько ответвлений, например, графический дизайн пространства, при котором дизайнер создает знаки, указатели и схемы для удобной навигации в городе. Также сюда относится дизайн рекламных материалов, книг, журналов и газет, создание интернет-сайтов и баннеров, разработка фирменного стиля и брендинг. Объектами авторского права могут быть графические авторские произведения, выраженные в материальной форме или представленные в виде файла. В данном случае авторские права будут действовать на такие элементы дизайна, как макеты обложек и страниц, шрифты, иллюстрации, коллажи из фотографий и рисунков.

Веб-дизайн

Веб-дизайн — одно из самых востребованных направлений в дизайне, связанное с разработкой внешнего вида всех цифровых продуктов. Веб-дизайнер проектирует навигационную систему, создает графический интерфейс, занимается информационным наполнением и продумывает юзабилити сайта. В своей работе он использует различные графические программы и сервисы для создания прототипов, такие как Figma, Adobe Photoshop, Sketch и другие. Большая часть деятельности веб-дизайнера связана с созданием макетов веб-сайта и его содержимого - они являются объектами авторского права.

Многих веб-дизайнеров волнует вопрос, как быть с авторскими правами при публикации в рамках портфолио готового веб-дизайна сайта клиента. Независимо от того, работает веб-дизайнер самостоятельно или вместе с командой, его объем прав должен быть определен документами: трудовым договором, должностной инструкцией, служебным заданием, договором авторского заказа и так далее.

Защита интеллектуальной собственности в сфере дизайна

Раньше, чтобы защитить интеллектуальную собственность в сфере дизайна, авторы распечатывали документ и отправляли себе по почте — таким образом на почтовом штемпеле фиксировалась дата отправки, которая “говорила”, что документ в это время уже существовал. Но этот метод крайне не надежный, ведь конверт может расклеиться, после чего его не примут в суде в качестве доказательства. Некоторые авторы обращались к нотариусам для того, чтобы заверить документы с авторскими произведениями, но это долгая и дорогая процедура.

Чтобы защитить любые объекты дизайна, проще всего воспользоваться услугой депонирования — это возможность зафиксировать временный приоритет авторского права до обнародования произведения. Вы передаете файл с авторским объектом, например, логотипом или скриншотом экрана приложения, на хранение в цифровую ячейку, и фиксируете время его создания. Информация об этом заносится в выдаваемое свидетельство о депонировании. В следующий раз, когда вы обнаружите нарушение авторских прав на созданный вами объект, сможете предъявить нарушителю подтверждающий авторство документ.

Что нужно знать дизайнеру

Согласно ст. 1259 ГК РФ, авторское право возникает по умолчанию при создании произведения, поэтому дополнительно регистрировать авторское право не нужно. Объектами интеллектуального труда в дизайне могут быть фотографии, эскизы, проекты, чертежи здания, образцы, интерьера, макеты в графических редакторах. Получается, все, что дизайнер создает в том или ином виде, будь то дизайн-проект интерьера или макет веб-сайта, является авторским объектом, и авторство принадлежит дизайнеру.

Для того, чтобы в спорных правовых ситуациях вы могли подтвердить авторство, необходимо защищать свои авторские права до обнародования. Например, если вы задепонируете объект интеллектуальной собственности, то получите свидетельство с цифровой подписью, штампом даты и времени - это послужит доказательством того, что вы были первым, кто получил авторские права на данный объект.

В вопросе авторских прав для дизайнеров есть важный момент: чтобы передать авторские права на произведение, необходимо подписать письменный договор авторского заказа, в рамках которого дизайнер выполняет работу по заданию заказчика. В договоре можно предусмотреть как переход исключительного имущественного права к заказчику, фактически продажу объекта, так и предоставление права его использовать в определенных границах в рамках лицензии. Если дизайнер работает в штате компании, то его деятельность регламентируется трудовым договором, служебным заданием и должностной инструкцией.

Дизайнер может осуществить предоставление прав использования произведения на временной основе с помощью лицензионного соглашения — это актуально в том случае, если дизайнер разработал универсальный проект, который будет массово распространяться в коммерческих целях, например, при строительстве или выпуске техники. Это может быть авторский дизайн велосипеда, на который другая сторона покупает лицензию, и далее выпускает еще партию велосипедов по дизайну автора.

Что нужно знать владельцу дизайн-студии

Владелец дизайн-студии должен позаботиться о том, чтобы в трудовой договор был включен пункт о правах на служебное произведение, которые принадлежат работодателю согласно ст. 1295 ГК РФ.

Заключая трудовой договор с сотрудником дизайн-студии, необходимо прописать в нем пункт об исключительных авторских правах работодателя на все служебные произведения, то есть на дизайн, который создается в рамках должностных обязанностей.

При этом принадлежность прав на служебное произведение зависит даже не от того, на чьем оборудовании оно было создано. Главное — входило ли создание объекта в служебные обязанности работника. И не формально, были ли конкретные требования прописаны в должностной инструкции. Как разъяснено в п. 104 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10, сам по себе факт использования автором для создания произведения материалов работодателя не может служить основанием для вывода о том, что созданное автором произведение является служебным.

В пункте 2 ст. 1295 ГК РФ указано, что если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору. Соответственно, у веб-студии есть три года для того, чтобы использоваться созданный дизайнерский объект, иначе права перейдут к его создателю.

Поделиться
icon
Контакты
© 2016-2021, АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Antipiracy:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. 10:00 - 19:00
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. 10:00 - 19:00
Посмотреть на карте