Содержание
Интеллектуальная собственность в гейм-индустрии
Разновидности интеллектуальной собственности в мире геймдева
Способы защиты интеллектуальной собственности в гейм-индустрии
Объем рынка мобильных игр в России в 2022 году превысил 1,2 млрд долларов. В 2023-м году ожидается рост на 20%, говорится в исследовании Telecom Daily. Параллельно с увеличением числа пользователей и ростом разнообразия видеоигр, у разработчиков возникает потребность в обеспечении защиты своих творческих прав, потому что все чаще игры незаконно копируются, скачиваются или реализуются на рынке без разрешения правообладателя. Поэтому вопрос, как защитить авторские права на игру, становится все более актуальным. Читайте в блоге n’RIS о видах интеллектуальной собственности в играх, охраняемых элементах игры, а также об эффективных способах защиты своих прав.
Гейм-индустрия представляет собой обширную сферу, связанную с разработкой, производством и распространением видеоигр. Эта динамичная область объединяет творчество, технологии и бизнес, охватывая различные платформы, жанры и форматы игр.
Интеллектуальная собственность (ИС) — это результаты интеллектуальной деятельности человека, которые также включают в себя средства индивидуализации. Примерами ИС служат тексты, инновации, дизайн, изобретения и многие другие результаты творческих трудов человека.
Авторские права
Авторские права обеспечивают защиту от копирования и дублирования элементов игр в других проектах и носят ключевой характер в сфере их разработки. Эти права автоматически распространяются на оригинальные литературные, музыкальные и художественные произведения, включая код, саундтрек, оформленных персонажей, прописанный сюжет, исходный текст и объектный код программной части игры и так далее.
Помните, что авторские права не распространяется на идеи, принципы, концепции, методы и системы. Это означает, что игровые механики, как таковые, не защищены.
Патентная защита
Патентная защита применяется к аппаратным и техническим решениям. Этот вид интеллектуальной собственности обеспечивает защиту технических характеристик игры. Он предотвращает выпуск на рынок продуктов или процессов, схожих с теми, которые покрываются патентами.
В ряде стран можно также попытаться защитить некоторые элементы игровых движков, хотя в индустрии это делать не принято. Многие разработчики считают, что элементы игровых движков должны оставаться доступными для общего использования. Например, Unreal Engine считается самым популярным игровым движком, компания-создатель которого позволяет использовать движок для создания некоммерческих игр и бесплатных приложений.
Товарные знаки
Регистрация товарных знаков может быть применена для защиты имен и логотипов компаний, а также продуктов. Товарные знаки обеспечивают правовую охрану для визуальных, словесных, звуковых, обонятельных и других обозначений, используемых в коммерческих целях для идентификации товаров и услуг, в данном случае игр.
Промышленный образец
Государственная регистрация промышленного образца позволяет защитить уникальный внешний облик продукта. Она распространяется только на внешние характеристики, такие как форма, цвет, текстура, и позволяет авторам получать доход от продаж продуктов с их дизайном.
К объектам ИС, возникающим при разработке видеоигр, относятся: программный код игры, тексты, музыкальное сопровождение, изображения, видеоролики, используемые в игре, модели персонажей, локаций, уровней, а также визуальные элементы. Они защищаются авторскими правами и рассматриваются как «произведения» в Гражданском кодексе РФ. Для таких объектов ИС нет государственной регистрации, но можно запатентовать технические алгоритмы, используемые в игре.
Кроме этого, существуют объекты ИС, которые можно зарегистрировать не только для коммерческого продвижения игры, но и создания бренда. Примером является товарный знак. Зарегистрировать в Роспатенте можно название и логотип игры, названия миров, имена персонажей, изображения персонажей или другие элементы игры. Важно отметить, что регистрация ИС может потребовать финансовых вложений и быть недоступной для малых студий видеоигр.
Разработчики игр нередко сталкиваются с нарушением своих прав на интеллектуальную собственность. Возможные нарушения включают пиратство, то есть создание контрафактных копий видеоигр, а также разработку игр-клонов, которые потом размещают на различных платформах.
Если речь идет о незаконном размещении игры-клона на цифровой платформе (таких как Steam, Origin, App Store или Google Play), то для удаления клона можно обратиться к администрации платформы с досудебной претензией. Администратор рассматривает жалобу и принимает решение.
Защита интеллектуальных прав бывает сложнее, когда злоумышленники копируют не всю игру, а только ее части. В таком случае можно попытаться предъявить иск о незаконной переработке игры. Здесь заявитель должен будет доказать, что переработанная игра является плагиатом, а не самостоятельным произведением.
При отправке досудебной претензии нарушителям или администрации платформы, при судебном разбирательстве, правообладателю видеоигры понадобятся правоподтверждающие документы, одним из которых может служить свидетельство о депонирование от n'RIS. Процедура депонирования представляет собой размещение файла с объектом, например, изображением персонажа видеоигры или исходным кодом программы, в защищенную ячейку, доступа к которой нет у третьих лиц. Автор получает свидетельство о депонировании, в котором указаны авторство, дата и время загрузки объекта. Полученное свидетельство о депонировании действует бессрочно и признается всеми российскими государственными судебными инстанциями, в том числе Судом по интеллектуальным правам.
Защита интеллектуальной собственности при разработке игр необходима, так как она способствует стимулированию инноваций и творчества и в целом развивает игровую индустрию в России, обеспечивая условия для ее процветания.