Авторское право в театральных постановках

Опубликовано:
Актуально на: 2024-10-23
icon clock 25 мин 54 сек читать
icon eye 16757 просмотров
Авторское право в театральных постановках

Содержание

Театральная постановка как объект авторского права

Исключительное право

Авторские права режиссера спектакля

Права актера в театре

Авторские права на танец

Авторские права сценариста

Права продюсера

Права на музыкальное сопровождение

Права на пьесу


Театральная постановка — это любое театральное представление, например, пьеса, мюзикл, драма, комедия, реализованное по книге или сценарию. В создании постановки участвует множество людей: художники, дизайнеры, костюмеры, музыканты, композиторы, декораторы и многие другие. Они создают объекты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. Как реализуются авторские и смежные права в театре?

Театральная постановка как объект авторского права

В Гражданском кодексе РФ театрально-зрелищные представления относятся к категории сложных объектов авторского права. Согласно ст. 1240 ГК РФ, сложный объект включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, например, сценарное, музыкальное и хореографическое произведение, кинофильм. Мультимедийный продукт, в который может одновременно входить текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, тоже относятся к сложным объектам.

Лицу, организовавшему создание сложного объекта, принадлежит исключительное право, позволяющее реализовывать произведение любым способом, который не противоречит закону. В контексте театрально-зрелищного представления создателем сложного объекта может быть как театр или спонсорская организация, так и физическое лицо, например, продюсер, режиссер, художественный руководитель и так далее — тот, кто взял на себя инициативу и ответственность за его создание.

В театральной постановке используются несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих их первоначальным авторам. Например, музыкальное произведение создал композитор, танец поставил хореограф, декорации оформил художник-декоратор — этим авторам принадлежат два вида прав: личные неимущественные и имущественные (исключительное).

Чтобы правомерно использовать объекты авторского права, театр или физическое лицо, организовавшее театральную постановку, должен заключить договоры со всеми авторами: сценаристом, художником, костюмером, музыкантом, танцором, хореографом, актером и другими участниками шоу.

Чаще всего фигурируют 3 вида договоров в зависимости от того, с кем заключаются и для каких целей:

  • лицензионный договор, в силу которого права передаются частично, например, театр сможет использовать музыку композитора на протяжении театрального сезона и только в одном театре
  • договор авторского заказа, при котором произведение создается по заказу лица с включением в него условия о передаче исключительного права
  • договор об отчуждении исключительного права, при котором новый правообладатель «покупает» право использовать произведение так, как захочет

Если лица, участвующие в создании театральной постановки, оформлены по трудовому или гражданско-правовому договору, созданные ими произведения являются служебными, права на них по умолчанию принадлежат работодателю. Об интеллектуальной собственности работника и работодателя мы уже рассказывали в статье.

К театральной постановке применима статья 1228 ГК РФ: если результат интеллектуальной деятельности был создан совместным творческим трудом нескольких авторов, они признаются соавторами произведения, и права на произведение принадлежат соавторам совместно. Закон не определяет круг авторов театрально-зрелищного представления в отличие от другого сложного объекта — аудиовизуального произведения (АВП), в котором автором может быть признан режиссер, сценарист и композитор, написавший музыку специально для АВП.

Поэтому нельзя утверждать, что автором театральной постановки может быть конкретный человек: в создании итогового представления участвуют несколько авторов разных объектов.

Основой постановки является сценарий или произведение, по которому она реализуется. Исключительное право автора произведения действует при жизни автора и 70 лет после его смерти — по окончании этого срока работа переходит в общественное достояние и может использоваться без чьего-либо согласия.

Права на пьесы, мюзиклы и постановки принадлежат многим театрам, издателям и авторам, и если объекты интеллектуальной деятельности не стали общественным достоянием, необходимо получить разрешение на их реализацию — например, это можно сделать через ООО «Театральный агент». Организация выступает посредником между правообладателями произведений, используемых в театральных постановках, и покупателями.

Исключительное право

Для того, чтобы правомерно воспроизводить театральную постановку на сцене, в виде записи на телевидении или в интернете, нужно обладать исключительным правом. Как мы написали выше, театрально-зрелищное представление является сложным объектом авторского права, в него может входить сценарное, музыкальное и хореографическое произведения. 

Правообладателем может быть театр или отдельное физическое лицо, например, продюсер. Часто для использования театральных произведений нужно получить разрешение от всех правообладателей, например, танцоров, музыкантов, актеров, а также урегулировать вопросы, связанные с авторским вознаграждением и лицензированием.

Авторские права режиссера спектакля

Авторские права режиссера спектакля

Режиссер-постановщик — это лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления (ст. 1313 ГК РФ). Он считается связующим звеном, объединяющим работы авторов в единое целое.

В российском законодательстве нет специальных норм, регулирующих авторские права режиссера-постановщика. Но, исходя из логики законодателя, так как он создает новую форму интеллектуальной собственности на основе авторских объектов в роли исполнителя (ст. 1313 ГК РФ), ему принадлежит смежное право на постановку (ст. 1304 ГК РФ).

Объекты смежного права немного иначе охраняются в отличие от объектов авторского права, так как работа постановщика направлена не на создание объекта, а на его донесение до зрителя. Поэтому законодательно режиссеру-постановщику принадлежат только смежные с авторскими права.

Права актера в театре

Актер — это исполнитель произведения, он реализует исполнение в рамках смежных прав (ст. 1304 ГК РФ). Права актера в театре включают в себя личные неимущественные (право авторства, право на имя и право на неприкосновенность), а также исключительное право.

Если актер работает в театре по трудовому договору, исключительное право на исполнение по умолчанию принадлежит работодателю. С приглашенным актером заключается договор об оказании услуг с условием об использовании создаваемого им исполнения (объекта смежных прав). Театр может заключить с актером договор об отчуждении исключительного права, при котором права переходят к новому правообладателю.

Авторские права на танец

Хореографическое произведение, состоящее из танцевально-пластических движений, которые раскрывают замысел хореографа, а также пантомимы, при которых не используются слова, а только пластика тела — это объекты авторских прав согласно ст. 1259 ГК РФ, их регистрация по российскому законодательству не требуется.

Авторское право на танец принадлежит хореографу или другому автору, который его ставит. Чтобы театр или режиссер-постановщик имели право реализовывать авторский танец в ходе шоу, необходимо заручиться согласием автора. Можно заключить лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права.

Например, если автор придумал уникальные авторские движения, их можно записать на видеокамеру, описать в текстовом виде или сделать последовательные фотографии каждого движения — созданная видеозапись, текст или фото будет охраняться авторским правом.

Авторские права сценариста

Авторские права сценариста

Сценарий представляет собой литературное произведение, поэтому авторское право на сценарий возникает в момент его создания. Автором будет сценарист, написавший его — ему принадлежат личные неимущественные и имущественные права.

Если сценарист в процессе подготовки к постановке желает интерпретировать чужой сценарий или оригинальную работу, это считается переработкой произведения. Поскольку произведение создается на основе уже существующего, для него требуется разрешение оригинального автора или правообладателя — переработка чужого сценария может быть реализована:

  • по договору об отчуждении исключительного права
  • по лицензионному договору
  • без заключения договора с правообладателем, например, в порядке правопреемства (ст. 1241 ГК РФ)

Исключение — переход произведения в общественное достояние. Тогда авторская работа может свободно использоваться без чьего-либо согласия и в любых целях (ст. 1282 ГК РФ).

Театр или лицо, организовавшее создание сложного объекта, должны иметь разрешение сценариста на включение произведения в состав сложного объекта. Это делается через лицензионный договор, при котором права на сценарий передаются в ограниченном объеме, а также через договор об отчуждении исключительного права, в котором организатор закрепляет за собой имущественные права на сценарий и может реализовывать его любым образом, даже в разных театрах и культурных учреждениях. Авторский сценарий, созданный специально для постановки или театрального проекта, можно оформить по договору авторского заказа и закрепить в нем условие о передаче исключительного права или без него.

Без соответствующей документации театр или физическое лицо, организующее постановку, может нести риски. Например, участники могут заявить о том, что их авторские права были нарушены и подать в суд, или же уйти с имеющейся интеллектуальной собственностью в другой театр. Поэтому важно разобраться, кому принадлежат авторские и смежные права, и не игнорировать вопрос оформления указанных документов.

Права продюсера

Продюсер может отвечать за финансирование постановки, контроль бюджета, допустимые и недопустимые расходы, выбор творческой команды и так далее. Он также должен заключать договоры с авторами и правообладателями, создающими произведения для театральной постановки, которые подразумевают переход исключительного права. В результате продюсеру может принадлежать исключительное право на все театрально-зрелищное представление как сложный объект авторского права. Неисключительные права остаются у изначальных авторов, создавших произведение. 

Права на музыкальное сопровождение

Если музыкальное сопровождение включает в себя музыкальные композиции, которые охраняются авторским правом, продюсер театральной постановки должен получить разрешение от правообладателей этих композиций. Для этого можно заключить лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права. Кроме того, если песни исполняются живыми музыкантами, право на исполнение также может потребовать разрешения и урегулирования оплаты музыкантам или их агентам.

При использовании заранее записанных музыкальных треков или фонограмм тоже нужно получать разрешение от авторов (правообладателей) или звукозаписывающих компаний, которые владеют этими записями. В письменных соглашениях важно более детально определить условия использования музыки, включая сумму вознаграждения и продолжительность использования.

Права на пьесу

Пьеса является литературным произведением согласно ст. 1259 ГК РФ, авторские права на нее принадлежат тому, кто ее написал: у автора возникает исключительное право, а также личные неимущественные права. Поэтому если вы хотите поставить театральную постановку на основе уже написанной пьесы, нужно получить исключительное право от ее правообладателя. При этом не на все пьесы обязательно получать исключительное право: если после смерти автора прошло 70 лет, пьеса становится объектом общественного достояния и ее может использовать любой желающий без получения разрешения. Например, срок действия на пьесу «Гроза» Островского давно истек и по ней можно ставить спектакли без необходимости платить вознаграждение автору.

Изображение
Защитите свои произведения
Переходите в личный кабинет и управляйте
своей интеллектуальной собственностью онлайн
Депонировать


Поделиться
icon
Контакты
АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Антипиратство:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте