Содержание
Коммерческое и личное использование объектов авторского права: в чем разница?
Как правильно передать объекты авторского права в коммерческое использование?
Передача фото, изображений и графики для коммерческого использования
Передача музыки для коммерческого использования
Передача видео для коммерческого использования
Что делать, если ваше произведение без разрешения использовали в коммерческих целях?
Автор-любитель опубликовал в социальной сети видеозарисовки из своего путешествия по России — пост набрал много лайков и отзывов от друзей. Позже он обнаружил свои же видеозарисовки у другого автора, опубликованные в его блоге в качестве футажей для рекламной интеграции. Непонятно, радоваться автору или нет: с одной стороны, его работы ушли в массы и стали популярнее, а с другой, использовались без разрешения, да еще и в коммерческих целях.
Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности дает широкий простор для всех, кто создает контент и привык самостоятельно управлять своими ресурсами. Автору полезно знать, какие права при создании авторских объектов у него есть, как бороться с нарушителями и как, в частности, правильно передать права на видео, фотографии, музыку и другие объекты в коммерческое использование — рассказываем в статье.
Коммерческое использование — это любое использование, результатом которого станет коммерческая выгода. Не всегда это означает получение финансового вознаграждения, часто термин относится к действиям, которые носят коммерческий характер и несут выгоду бизнесу.
Например, к коммерческому использованию относятся снимки, опубликованные на сайте-портфолио фотографа, рекламирующие его работу и приносящие ему новых клиентов. Помещенные авторские иллюстрации на футболке или сумке тоже относятся к коммерческому использованию, так как рекламируют продукцию производителя. Музыка, используемая в качестве фона к видеоролику, помогает продвигать работу другого автора, поэтому аналогично относится к коммерции.
Личное или некоммерческое использование — это любая деятельность, которая не связана с получением прибыли. По статье 1273 ГК РФ допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения исключительно в личных целях. Например, к личному использованию относится просмотр фильма дома, загрузка фотографий на ноутбук для показа друзьям, прослушивание музыкальной композиции в машине. Личное использование не должно прямо или косвенно приводить к финансовой выгоде и рекламировать продукт.
Если человек использует авторское произведение не в личных целях, на это всегда требуется согласие автора.
Изначально автору принадлежат личные неимущественные права — они неотчуждаемы и всегда закреплены за автором, это:
А также имущественное (исключительное право), предполагающее реализацию объектов интеллектуальной деятельности любым способом — его автор может передавать физическому или юридическому лицу, именно с ним связано коммерческое использование объектов авторских прав.
Для передачи исключительного права автор может заключить один из следующих договоров:
Лицензионный договор
По лицензионному договору одна сторона (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использовать результат интеллектуальной деятельности в предусмотренных договором пределах. Он часто применяется для передачи как патентных прав, так и авторских и смежных, прав на средства индивидуализации и так далее.
Лицензия может быть двух видов: простая (неисключительная) и исключительная. Вид лицензии влияет на то, может ли лицензиар после выдачи лицензии использовать объект сам, и может ли он выдать лицензию одному или нескольким лицам. Неисключительная лицензия предполагает, что лицензиар вправе выдавать аналогичные лицензии другим компаниям. При исключительной лицензии правообладатель теряет право использовать интеллектуальную собственность и выдавать аналогичные лицензии другим лицам на протяжении установленного срока, например, 5 лет. Если лицензиату дали правомочие на сублицензирование, он может передавать полученные права третьим лицам.
Договор коммерческой концессии (франчайзинга)
По данному договору одна сторона предоставляет другой право использования комплекса исключительных прав, коммерческого опыта и деловой репутации за коммерческое вознаграждение (ст. 1027 ГК РФ). Правообладатель получает возможность продавать товары и услуги без дополнительных вложений в их создание и производство.
Данный договор часто применяется для передачи права использования технологий, торговых марок, оборудования, ноу-хау. Например, бренд одежды стал узнаваемым не только в столице, но и по всей стране — владелец может заключить с подрядчиками договор франшизы и открыть представительства в других городах.
Договор об отчуждении исключительного права
По договору об отчуждении исключительного права автор передает все имущественные права на свою работу, проще говоря, продает право. Новый правообладатель не имеет ограничений в использовании авторской работы, может реализовывать ее в любых целях: зарабатывать на нем, заключать лицензионные и договоры франчайзинга, отчуждать объект, передавать права по наследству и так далее.
Трудовой договор
В рамках трудового договора произведение, созданное автором, считается служебным, а исключительное право на созданный объект принадлежит работодателю по умолчанию. Распоряжаться этим правом будет только он, если сторонами не предусмотрены особые условия сотрудничества.
Передача картинок, фотографий, иллюстраций и других объектов для коммерческого использования зачастую зависит от того, как создавались эти работы. Если автор работает в редакции журнала штатным фотографом по трудовому договору, произведения создаются в рамках должностных обязанностей и будут считаться служебными — исключительное право на них по умолчанию принадлежит работодателю, передавать его вправе только работодатель.
Если автор, например, дизайнер-фрилансер, внештатно рисующий графику для компании-заказчика, отношения сторон регулируются договором авторского заказа — в нем важно прописать условия о переходе исключительного права от автора к заказчику. При отсутствии данного условия, даже если работа будет полностью оплачена, исключительное право будет принадлежать автору.
Автор может передать свои работы для коммерческого использования, предоставив лицензию на возмездной или безвозмездной основе. Например, особой популярностью пользуются стоковые сайты, на которых фото, изображения, графику и другие объекты авторы размещают по лицензии, предлагая пользователям легально воспользоваться их работой.
Популярные лицензии на стоках:
Заработать деньги с коммерческой реализации фотографий можно на фотостоках Getty Images, iStock, Shutterstock, Adobe Stock, Flickr, RGBStock. Свои работы автор может передать в коммерческое пользование на безвозмездной основе — для этого подходят площадки Pexels, Burst, Pixabay, Freestocks, Epicantus и другие.
Наряду с фотобанками не менее популярны и музыкальные стоки, где автор может лицензировать композиции. Работы автора должны быть 100% оригинальными. Частое требование на музыкальных стоках — размещение на эксклюзивной основе, то есть публикация на нескольких ресурсах запрещена. Популярные музыкальные стоки для продажи композиций:
Музыкальную композицию можно разместить на бесплатных стоках вроде Free Music Archive, ccMixter, Musopen, Freeplay Music, Mobygratis, Jamendo, CC Trax, Audionautix, Internet Archive и многие другие. Автор, загружая свой контент на платформу, предоставляет безвозмездную неисключительную лицензию другим пользователям, которая позволяет распространять, адаптировать, повторно размещать и иным образом доводить до всеобщего сведения его контент с использованием функции платформы.
Музыкант может самостоятельно передать частично или полностью права на свою работу с помощью маркетплейсов, занимающихся продажей музыкальный объектов, например, через платформу IPEX.
Для получения финансовой выгоды от прослушивания своих композиций многие авторы сотрудничают с обществами по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП) — они выступают посредниками между автором и покупателем. В России можно обратиться в несколько организаций, которые аккредитованы в данной области:
Представители ОКУПа заключают договоры с пользователями, предоставляя лицензию на музыку для коммерческого использования, взимая с них роялти за реализацию объектов авторского и смежного права. Например, они контролируют, чтобы владельцы баров, ресторанов, кафе, магазинов, салонов красоты выплачивали средства за авторские композиции, которые играют в заведениях. Отчисления, собранные с пользователя, выплачиваются правообладателям за вычетом комиссии, которую удерживает в счет расходов сама организация.
Видеоконтент используют в рекламе, пресс-релизах, анонсах, новостях, обзорах и других информационных продуктах. Развитие видеохостингов положило начало индустрии видеоблогинга: пользователи снимают ролики о путешествиях, кино, искусстве, новости и многое другое. Для монтажных целей часто нужны футажи — небольшие видеофрагменты на конкретную тематику, например, использование нового смартфона, занятие спортом, нанесение макияжа, прогулка с собакой и так далее. С футажами итоговый визуал видеоролика получается более ярким и зрелищным. Не у всех пользователей и компаний есть бюджет на создание уникального видеоконтента с нуля, бюджетнее приобрести готовые видеофрагменты.
Для реализации видео для коммерческого использования авторы загружают их на популярные стоковые платформы, такие как Shutterstock, DepositPhotos, Dreamstime, Pond5, Sellfy. Наравне с фото- и музыкальными банками автор предоставляет исключительную или неисключительную лицензию на возмездной или безвозмездной основе (платной и бесплатной соответственно).
В основном, съемка видеороликов «с нуля» пользуется спросом у крупных компаний и брендов для создания рекламных материалов для Интернета и телевидения. Команды, организующие такую съемку «под ключ» и являющиеся автором(ами), передают исключительное право заказчику. Производство подобного видео принесет доход самой команде и будет использоваться заказчиком для его коммерческих целей, например, продвижения товара или услуги и работы с аудиторией.
Фотографии, видео, тексты, песни, иллюстрации очень часто используют без ведома автора. Если на телевидении, радио, в рекламных агентствах к созданию контента подходят с особой осторожностью, в большинстве случаев заключая соответствующие договоры с авторами, сотрудниками и участниками рабочего процесса, то в Интернете ситуация сложнее. Авторские права нарушает практически каждый пользователь, яркий пример — «картинки из гугла», которые помещают на личных страницах в социальных сетях или в поисковых сайтах без разрешения. Не менее часто используются авторские работы в коммерческих целях.
Если стороннее лицо или компания не получило разрешение на коммерческое использование объекта авторского права, автор или правообладатель вправе по ст. 1301 ГК РФ требовать компенсацию за нарушение исключительного права на произведение:
Если суд признает нарушителя виновным в нарушении авторских прав, он обязан возместить правообладателю причиненные убытки или выплатить компенсацию согласно судебному решению. Также автор вправе требовать от нарушителя изъятия произведения из публичного доступа и возмещения морального вреда, а также взыскания судебных расходов на юристов и проведение экспертизы, если она потребуется.
Если автор обнаружил, что произведение использовали в коммерческих целях, он может обратиться напрямую к нарушителю с письменной претензией. По умолчанию претензионный срок составляет 30 календарных дней. О том, как составить претензию о нарушении авторских прав, можно подробнее почитать в статье.
Но досудебное урегулирование конфликта обязательно только по спорам между предпринимателями (юридическими лицами), в иных случаях автор может без претензии обращаться сразу в суд.
Для обращения в суд сначала нужно собрать доказательную базу авторства: объекты, которые подтверждают владение интеллектуальными правами. Желательно, чтобы автор заранее позаботился о защите своего произведения и, например, зафиксировал авторские права на свою работу с помощью депонирования. В качестве доказательства первенства обнародования авторской работы также подойдут черновики, скриншоты экранов, письма, чертежи.
К сожалению, какого-то специального органа, который следит за соблюдением авторских прав, нет. Вести поиск и разбираться с нарушителями приходится автору. Если вы обладаете достаточным количеством времени и терпения, можно осуществлять такой контроль в ручном режиме. При обнаружении пиратов предлагаем вам помощь в составлении документа, который необходимо направить нарушителю. В соответствии с требованиями закона соблюдение досудебного порядка обязательно, для этого вам понадобится претензия.
Так как очень часто авторскую работу воруют и размещают одновременно на нескольких ресурсах, не всегда удается найти всех нарушителей — проблему можно решить с помощью специальных сервисов, таких как Антипиратство от n’RIS. Сервис работает со всеми популярными типами контента, ищет пиратские копии произведений, фиксирует нарушение и в автоматическом режиме отправляет досудебные претензии пользователям и администраторам сайтов.
Если нарушитель игнорирует претензионный порядок, можно перейти к следующему этапу — суд. Сервис n’RIS готов предложить судебное сопровождение автора.