Видео-лекция Сергея Матвеева: Интеллектуальные права

04.08.2021
icon clock 16 мин 5 сек читать
icon eye 465 просмотров
Видео-лекция Сергея Матвеева: Интеллектуальные права

Президент Федерации интеллектуальной собственности, заместитель председателя Комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Матвеев выступил первым экспертом цикла лекций «n’RIS Академия. Диалоги».

Всего в рамках проекта запланировано более 10 видеоинтервью с ведущими российскими юристами, представителями креативного бизнеса и экспертами в области интеллектуальных прав. Как создатели проекта мы надеемся, что цикл видеороликов сможет стать образовательной «шпаргалкой» для всех юристов и креаторов, каждый из которых так или иначе сталкивается с необходимостью защищать контент.

Сергей Матвеев разрабатывает рекомендации по управлению интеллектуальной собственностью для государственных институтов и бизнеса, а также участвует в совершенствовании регуляторной политики. Эксперт проводит аналитические и социологические исследования законодательных механизмов в сфере интеллектуальных прав.

Специально для «n’RIS Академия» Сергей Матвеев рассказал, что включает в себя понятие «интеллектуальное право», какие виды прав на результаты интеллектуальной деятельности существуют, что такое авторские и смежные права, а также как цифровая экономика стимулирует интерес к легальному контенту и почему технологии одинаково необходимы творцам и потребителям.

Интервью с Сергеем Матвеевым для цикла лекций «n’RIS Академия Диалоги»

Что такое интеллектуальные права и почему о них сейчас так много разговоров?

Это права, которые позволяют владеть и распоряжаться результатами творческого труда человека. Под фразой «интеллектуальные права» скрываются авторские и смежные права, права промышленной собственности, патентные права, права на средства индивидуализации.

Любой результат творческого труда охраняется в силу закона. Это означает, что создатель объекта может разрешить или запретить его использовать и зарабатывать за счет этого.

Представим, что вы написали музыкальный бит или музыку, нарисовали картину или сделали красивое фото. Вы создали объект, который существует в реальном или цифровом мире, и можете делать с ним все что угодно, тогда как другие люди не могут ничего.

В этом вся суть авторского права: оно не требует формальностей. Их необходимо соблюдать только в патентном праве. Оно чуть сложнее, потому что охраняет не просто любое творческое произведение, но и техническое или дизайнерское решения. И чтобы это право возникло, важно, чтобы кто-то посмотрел и подтвердил факт создания ноу-хау.

Если экспертиза показала, что вы сделали что-то новое, промышленно применимое и неочевидное, вы получаете тот самый патент, который продолжает работать как авторское право. Он позволяет владельцу этого патента разрешать и запрещать использование изобретения.

Есть важная часть, которую мы обычно оставляем «за бортом», ― не экономическая. Это неимущественные права. Авторы ревностно относятся к своим произведениям, не разрешают их менять без согласия. Это право не связано с экономикой, но оно защищает его творческий замысел.

Поэтому интеллектуальные права подразумевают много различных прав, охраняющих результаты, которые созданы творческим трудом.

Что следует понимать под смежными правами?

С точки зрения оборота разницы между авторским и смежным правом нет никакой. Иногда некоторые результаты творческой деятельности могут попасть к потребителю только благодаря креативной активности других людей: композитор написал музыку, но большинство из нас не умеет читать ноты. Но все умеют слушать музыку. Поэтому произведение, созданное композитором, станет доступно для слушателя только тогда, когда его исполнят.

Тот, кто исполнил, тоже является автором, но не произведения, а конкретного исполнения. У одного авторские права на музыку, у другого ― смежные на исполнение. Когда мы хотим использовать творческий результат, мы понимаем, что имеем дело с несколькими видами прав.

Слово «смежный» подчеркивает, что эти права не могут возникнуть без первоначальных авторских прав. Там есть некая составляющая, изначально созданная творческим трудом. К потребителю она попала благодаря тому, кто получает смежные права. При этом создать объект, охраняемый смежным правом, невозможно без согласия автора.

До недавнего времени потреблять контент без учета авторских прав считалось нормой. Что поменялось и почему люди начали потреблять больше легального контента?

Во-первых, это общая траектория развития общества и экономики. Качество жизни стало таким, что нам интересно потреблять красиво оформленный продукт. Второй аспект ― цифровая экономика. Раньше получить какой-то творческий результат было достаточно тяжело. Сейчас на распространении доступа к творческим продуктам строится множество платформенных бизнесов, которые соединяют потребителя и покупателя: онлайн-кинотеатры, стриминговые сервисы.

Их бизнес легален, и они стремятся работать, благодаря чему следят за своими правами. А потребителю удобно покупать на этих площадках, потому что это комфортный сервис, который не только продаст творческий продукт, но и рекомендует другой релевантный контент, способный заинтересовать.

Последняя часть ― законодательство и его судебная реализация. Угроза наказания параллельно с удобством пользования и уважением к результатам творческого труда ― все это сдвигалось последние полтора десятилетия. Это уважает и понимает общество, этим пользуется бизнес. Судебная и государственная системы тоже относятся к этому внимательно.

Когда стоит задуматься о защите своего контента молодым творцам? Насколько это необходимо и какие для этого есть инструменты?

Всегда, и в этом есть два аспекта. Экономический: не важно, сколько вы зарабатываете на произведении, если оно работает десятилетиями и приносит деньги вам и вашим наследникам или потребляется здесь и сейчас.

Все равно вы преследуете некие экономические интересы. И, возможно, нелегальные распространители или плагиаторы, которые будут задействовать успешные элементы произведения, нарушат ваши экономические интересы. Это первый повод задуматься.

Второй ― те самые личные неимущественные права. Если вашу музыку вставят в видеоролик или вашу картину изобразят на мусорном баке, вам как автору будет обидно. Это вопрос защиты творческого замысла.

Мир стал цифровым, и для защиты и охраны своих прав, реализации экономических, имущественных и неимущественных интересов нужно использовать цифровые технологии.

Есть ли необходимость в изменении законодательства в сфере интеллектуальной собственности?

Нет необходимости существенного изменения, так как само право интеллектуальной собственности формировалось много столетий и все правовые балансы были найдены. Благодаря технологиям они нарушаются, увеличивается количество создателей и распространителей творческого продукта.

Также важны информационные посредники ― в результате поисковых запросов они приводят нас к тем или другим площадкам. Иногда законодательству требуется корректировка, учитывающая появление новых игроков.

Но это точечные поправки, потому что суть интеллектуального права не меняется, оно достаточно сбалансировано и поддерживает как персональные интересы, так и общественные.

Есть один момент, важный для РФ. В нашей правовой системе суды смотрят не по справедливости, а по соответствию нормам закона. Поэтому новые деловые обычаи с опозданием интерпретируются судами. Чтобы облегчить работу судебной системе, потребуется больше описательных процедурных норм. Они не имеют отношения к самим правам, но важны для их практической интерпретации.

Поделиться
icon
Контакты
© 2016-2021, АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Antipiracy:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. 10:00 - 19:00
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. 10:00 - 19:00
Посмотреть на карте