Содержание
Фонограмма как объект смежных прав
Права производителей фонограмм
Российское законодательство выделяет отдельную категорию интеллектуальных прав - права, смежные с авторскими. Статья 1304 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации «Объекты смежных прав» одним из таких объектов называет фонограммы - любые звуковые записи, которые:
При этом качество, ценность и другие субъективные характеристики записи не являются определяющими для того, чтобы объект был признан охраноспособным. Не важно также, каким способом осуществлялась запись: она может быть аналоговой или цифровой, моно- или стереофонической. Правовая охрана предоставляется всем видам фонограмм.
Как и для авторского права, для смежных прав тоже существует свой знак охраны - это латинская буква P в окружности, имя или наименование правообладателя и год первого опубликования записи.
Правовая охрана фонограммы осуществляется независимо от охраны оригинального произведения. Это значит, что композитор, написавший музыкальное произведение, или писатель, создавший литературное произведение, будут обладать всеми правами (если они не переданы другому лицу) на это произведение, а студия или человек, осуществившие запись фонограммы, получают права только на саму эту запись.
Вообще, звукозапись является результатом не столько творческой деятельности, сколько организационных, материальных и технических усилий, направленных на то, чтобы сам продукт творческой деятельности - музыку, песню - могли услышать потребители. Поэтому их правовая охрана связана в первую очередь с тем, чтобы эти усилия были соответственно вознаграждены.
Под фонограммой подразумевается запись не только музыкального произведения, но и любых других звуков. Например, большой популярностью пользуются аудио для релаксации - шум дождя, моря, пение птиц и др.
Впервые понятие смежных прав появилось в европейском праве в 1936 году. На международном уровне права исполнителей и изготовителей фонограмм были закреплены в 1961 году в «Международной конвенции по охране прав исполнителей, производителей фонограммы и организаций эфирного вещания» («Римской конвенции»).
Изготовителем звукозаписи по закону считается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись этих звуков. При этом, чтобы сделать запись, изготовителю необходимо получить разрешение не только у автора композиции, но и у артиста-исполнителя (само исполнение тоже является самостоятельным объектом смежных прав).
В статье 1323 ГК РФ указаны следующие права производителей фонограмм:
В отношении звукозаписи не может применяться понятие авторства. Этим этот объект интеллектуальной собственности кардинально отличается от объектов авторского права. Но три последних права в вышеприведенном списке относятся к личным неимущественным правам, которые аналогичны личным неимущественным правам автора.
Исключительные права действуют в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом записи или обнародования, если оно было сделано не позднее, чем через 50 лет после записи. Исключительное право на запись переходит к наследникам, но сроки при этом не увеличиваются. По истечении исключительного права запись переходит в общественное достояние.
Право на защиту фонограммы от искажений и на указание имени (наименования) изготовителя действуют только в течение жизни физического лица или до прекращения юридического лица.
Фонограмма, как объект смежных прав, охраняется законом и не может использоваться без разрешения правообладателя. Использованием звукозаписи считается:
Все эти действия должны осуществляться с разрешения правообладателя, независимо от того, используется ли оригинал фонограммы или ее копия. Изготовитель может предоставить право воспроизводить запись в публичном месте или только для личного прослушивания, поэтому существуют стриминговые сервисы и специализированные компании, озвучивающие рестораны, бары, торговые центры и т.п. Они заключают с правообладателями разные виды лицензионных договоров.
Исключительные права на аудиозапись действуют на территории Российской Федерации в том случае, если: