Содержание
От цирковых шоу и концертов до полнометражных фильмов и сериалов — сценарии используются в создании многих развлекательных проектов. С их помощью можно воплотить на сцене или экране всевозможные истории, захватить внимание зрителя и перенести его в вымышленный мир. Но что же такое сценарий с точки зрения законодательства? Как защитить авторское право на сценарий и чем закончились споры в этой сфере?
Сценарий — это произведение с текстовым описанием сюжета, диалогов, обстановки, декораций и других элементов, предназначенное для создания фильма, сериала, театральной постановки, компьютерной игры или любого другого аудиовизуального произведения. С точки зрения авторского права сценарий является литературным произведением, охраняемым гражданским законодательством (ст.1259 ГК РФ).
Изначально правообладателем сценария является написавший его автор. Именно у него возникают личные неимущественные права на сценарий, к которым относятся:
Эти права неотчуждаемы и всегда закреплены за сценаристом. Например, он всегда будет являться автором произведения в соответствии с правом авторства. Или только автор может принимать решение о внесении каких-либо изменений в свое произведение в соответствии с его правом на неприкосновенность.
Также при создании сценария у автора возникает исключительное право — это имущественное право, с которым связано любое использование произведения: воспроизведение, распространение, адаптация, изменение, создание производных работ и так далее. Это право обеспечивает сценаристу контроль над использованием его творения, а также возможность получения вознаграждения за его использование другими лицами. Именно с нарушением исключительного права связаны многие споры об использовании сценария.
Если режиссер хочет использовать сценарий, он должен получить письменное разрешение от правообладателя, в рамках которого он получает право использовать сценарий указанными в договоре способами в определенных пределах. Также автор может передать исключительное право на сценарий в полном объеме в рамках договора об отчуждении исключительного права.
Какие же способы защиты существуют для сценария? Важно знать, что авторское право на сценарий возникает в момент его создания, когда произведение фиксируется на материальном носителе, например, в электронном файле. Также для охраноспособности важно, чтобы сценарий имел творческую составляющую, например, уникальное описание действий, диалогов, декораций и других элементов.
Если автор столкнется с нарушением авторских прав на сценарий, например, кто-то без разрешения использует его в театральной постановке, то он вправе обратиться с претензией о нарушении как напрямую к нарушителю, так и сразу с исковым заявлением в суд. При этом зачастую требуются документы, подтверждающие, что именно автор создал произведение, а не кто-то другой.
По российскому законодательству для произведений науки литературы и искусства не предусмотрена процедура регистрации авторского права. Так как зарегистрировать авторское право на сценарий нельзя, авторы пользуются современным способом, позволяющим получить подтверждение создания произведения в определенный момент времени — это цифровое депонирование в n’RIS.
Это процедура, в ходе которой электронный файл, содержащий текст произведения, например, сценария, помещается в защищенную ячейку, в которой фиксируются дата и время загрузки, а содержащаяся в ней информация записывается в общественно-государственную блокчейн-инфраструктуру управления интеллектуальными правами «РЦИС.РФ». Таким образом, данные об операции невозможно изменить или подделать, они надежно защищены.
По окончании процедуры депонирования, которое занимает несколько минут, автор получает свидетельство о депонировании n’RIS: при нарушении авторских прав он может предъявить цифровой документ с требованием прекратить неправомерное использование сценария, а также предоставить его в качестве доказательства авторства в суде.
Еще один способ защитить сценарий — заключение договора. Например, если режиссер-постановщик хочет реализовать сценарий в своем проекте, то важно зафиксировать сделку и описать ее подробные условия в договоре с автором сценария: указать сценарий как объект авторского права (название, описание), способы его использования, срок и территорию использования, а также размер вознаграждения. Например, для предоставления права распоряжения сценарием можно использовать договор об отчуждении исключительного права, в рамках которого исключительное право на сценарий полностью передается новому правообладателю и уже он будет вправе решать, как использовать произведение и кому предоставлять право его использовать в дальшем.
Если сценарий является адаптацией (переработкой) ранее существующего произведения, то продюсер должен заключить лицензионное соглашение как с автором переработки, так и с правообладателем оригинального произведения, чтобы иметь возможность использования переработанного произведения. Лицензионное соглашение означает, что автор произведения — сценария, книги, статьи или рассказа — соглашается предоставить продюсеру право использования переработанного произведения в составе фильма.
Споры вокруг нарушений авторских прав на сценарии фильмов, сериалов, мультфильмов и других работ не редкость. Например, создателей кинокартин «Аватар», «Пятый элемент», «Матрица», «Пираты Карибского моря» и многих других произведений обвиняли в нарушении авторских прав. Но зачастую оказывалось недостаточно доказательств, чтобы выиграть дело в суде. Рассмотрим несколько примеров.
В 2001 году авторы Дэвид Прайс и Эрнандо Ашока Томас написали сценарий к фильму под названием «Вышибалы: Фильм» и зарегистрировали его в Гильдии сценаристов Америки в марте того же года, но права на сценарий так и не были никому предоставлены и, соответственно, сценарий не был экранизирован. Месяц спустя сценарист Роусон Тербер завершил свой первый набросок сценария под названием «Андердоги». К маю он зарегистрировал его в Гильдии сценаристов и передал права кинокомпании Red Hour Films. В июне 2003 года компания Fox Entertainment Group приобрела права на фильм и выпустила его в 2004 году под названием «Вышибалы: Настоящая история неудачника».
Томас и Прайс подали иск в июне 2005 года, обвинив Fox, Red Hour Films и Роусона Тербера в нарушении авторских прав. Обе истории касались соревнований по вышибалам, в которых команда аутсайдеров противостояла более сильной команде хулиганов. Однако сценарий Прайса и Томаса был сосредоточен на городе, в котором игра в вышибалы была популярным видом спорта, и на этой игре выросли главные герои, тогда как главные герои фильма 2004 года узнали о вышибалах из журнала, освещающего малоизвестные виды спорта.
По мнению истцов, сходство заключалось в том, что обе работы включали соревнования по вышибалам между командами хулиганов, и в обеих работах содержалось ошибочное утверждение о том, что игра в вышибалы уходит корнями в древний Китай. Однако окружной суд Южного округа Нью-Йорка постановил, что этого недостаточно для установления четкого сходства между двумя произведениями, поскольку между ними сохранялись значительные различия. Например, главными героями сценария были старшеклассники, а в фильме рассказывается о взрослых героях, и главные герои каждого произведения преследовали разные цели (завоевать романтическую привязанность или предотвратить поглощение спортзала крупным бизнесом).
Другой случай связан с фильмом режиссера Гильермо дель Торо «Форма воды», в котором рассказывается история немой уборщицы Элизы работающей в исследовательском центре, и ее романа с водным существом. Несмотря на успех фильма, наследники обладателя Пулитцеровской премии драматурга Пола Зинделя заявили, что сценарий «Формы воды» копирует сюжет его пьесы «Позволь мне услышать твой шепот», созданной в 1969 году. По сюжету драмы «Дай мне услышать твой шепот» девушка-уборщица работает в лаборатории и влюбляется в дельфина, которого насильно держат взаперти, и она пытается спасти его. В фильме «Форма воды» героиня работает уборщицей в секретной лаборатории и также влюбляется в водное создание. В обоих сюжетах над дельфином и водным созданием проводятся эксперименты. При этом героиня фильма не умеет разговаривать, а персонаж Зиндела — умеет.
Дель Торо отверг обвинения, заявив, что никогда не слышал о пьесе Зинделя. Несмотря на сходство двух произведений, суд вынес решение в пользу дель Торо, заключив, что рассматриваемые элементы были слишком общими, чтобы их можно было защитить законодательством об авторском праве.
В российской практике также немало случаев, в которых истцы заявляли о неправомерном использовании их сценариев. Например, по материалам дела № 2-190/2023 истец Соколовская Ирина Всеволодовна обратилась к «Российской государственной цирковой компании» о взыскании авторского вознаграждения и запрете использования ее сценария. Соколовская направила на почту компании сценарий к цирковому представлению Arriolas, но ответчик не заключил с ней договор о передаче права его использования. Осенью 2017 года в Ивановском цирке состоялась премьера шоу по сценарию Соколовской. Экспертной организацией «МСК-Эксперт» было представлено заключение, что Arriolas является самостоятельным и оригинальным произведением, поэтому истец была вправе его защищать. В результате исковые требования истца были удовлетворены, и суд обязал запретить ответчику использовать сценарий и постановку спектакля, а также взыскать компенсацию за нарушение исключительного права.
Авторское право является стержнем в любой творческой области: оно защищает создателей и правообладателей произведения, не позволяя другим лицам использовать их произведения без разрешения. Сценарий — это основа мультимедийного проекта, поэтому важно внимательно относиться к его защите и фиксировать авторство, чтобы получать справедливое вознаграждение за свой труд.