Авторские права в журналистике

14.04.2022 11:00
icon clock 31 мин 21 сек читать
icon eye 2076 просмотров
Авторские права в журналистике

Авторские права в журналистике важны не меньше, чем принципы профессиональной этики, на которых базируется эта деятельность. Представители профессии фотографируют, снимают, общаются с респондентами, пишут статьи и выполняют другие задания по сбору информации. Журналистами создаются репортажи, интервью, статьи, обзоры, подборки и многое другое — все это интеллектуальная собственность, охраняемая авторским правом. Как регулируются авторские права в работе журналиста и отличаются ли авторские права журналиста, трудоустроенного в редакцию, от внештатного сотрудника?

Интеллектуальные права журналистов, редакторов и издательств

Журналист — это человек, который ищет, создает и редактирует материалы для средств массовой информации (СМИ). Журналист представляет картину происходящих событий, транслирует разные мнения, точки зрения, которые существуют в обществе. СМИ даже называют четвертой властью по своему влиянию на социум.

Изначально автору журналистского материала принадлежат личные неимущественные права и исключительное право. Неимущественные — это право на имя, право авторства, право на обнародование и право на неприкосновенность работы, они неотчуждаемы и всегда принадлежат автору.

Исключительное право — имущественное, оно связано с дальнейшим правом распоряжаться работой журналиста, например, публиковать на веб-ресурсах, транслировать в рекламе и в целом распространять в разных источниках.

Если журналист является сотрудником редакции, он работает по трудовому договору — в соответствии с ним произведения, создаваемые автором, считаются служебными, исключительное право принадлежит работодателю, если договором не предусмотрено иное. Если автор работает внештатным корреспондентом, с ним заключается договор авторского заказа с условием о передаче исключительного права. Договор позволяет редакции правомерно использовать журналистский материал, не нарушая ничьих прав.

Редактор — это лицо, которое редактирует авторский материал, а именно проверяет содержимое, исправляет грамматические и орфографические ошибки, структурирует материал для издания. Как правило, он не занимается написанием журналистского материала с нуля и за редким исключением вносит в него свои отрезки текста. Обычно редактор только указывает главному автору, чем следовало бы дополнить материал.

В соответствии со ст. 1228 ГК РФ, не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие.

Редактору не будет принадлежать исключительное право на итоговую работу, если он не внес в нее личный творческий вклад. А если редактор решил добавить, например, собственное введение или заключение, это будет считаться соавторством — распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности будет осуществляться правообладателями совместно (ст. 1229 ГК РФ).

Авторские права редактора ничем не отличаются по своему составу от прав  журналиста. Статья, как оконченное произведение, становится объектом авторских прав в момент завершения работы над ней. Редактор может быть соавтором статьи наряду с журналистом, а также автором измененной статьи журналиста. В последнем случае требуется разрешение от автора оригинального произведения на переработку и внесение изменений, то есть создание производной работы — тогда журналист и редактор соавторами не будут.

Издательство — это юридическое лицо, выпускающее печатные произведения. В отличие от физического лица, издательству не могут принадлежать личные неимущественные права, так как они закрепляются за конкретным человеком при создании произведения. Но издательству может принадлежать исключительное право — издательство получает его от автора произведения через трудовой договор, договор авторского заказа, лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права.

Авторское право на новостные сообщение в СМИ

Новость — это информационное сообщение, представляющее политический, социальный или экономический интерес для аудитории. Само по себе сообщение о событиях и фактах, имеющих исключительно информационный характер, не является объектом авторских прав в СМИ согласно ст. 1259 ГК РФ.

А если новостное сообщение преобразовано в авторский текст, например, дополнено комментариями журналиста или интервью с экспертами, оно будет признано самостоятельным результатом творческого труда и охраняться авторским правом в качестве литературного произведения (ст. 1259 ГК РФ). Тогда авторское право на новостное сообщение будет принадлежать журналисту, который его создал, или СМИ, на базе которого оно было обнародовано, и которому автор передал исключительное право.

Авторское право на статьи и интервью

Статья — это объемный текст, связанный с анализом политической, экономической и социальной ситуаций, различных общественных процессов. Журналистская статья для охраноспособности должна быть выражена в объективной форме и содержать элементы индивидуальности и личного вклада автора. Так как статья представляет собой авторский текст, она относится к категории литературных произведений, охраняемых авторским правом (ст. 1259 ГК РФ).

Создателю журналистского текста принадлежит авторское право на статью. Личные неимущественные права в любом случае остаются у него, например, он всегда будет признаваться автором написанного материала. Исключительное право автор передает по трудовому договору, если устроен в штат, или по договору авторского заказа, если пишет статью по заказу. Если в договоре авторского заказа отсутствует условие о передаче исключительного права, оно остается у журналиста, а редакция, опубликовавшая его текст без этого договора, нарушит его права.

Интервью — это разговор двух и более людей на какую-либо тему. Интервью публикуется в газетах, журналах, в социальных сетях, транслируется на видеохостингах и телевидении, выходит в формате подкастов. Многие журналисты, писатели и авторы задаются вопросом: «Является ли интервью объектом авторского права?».

Чтобы интервью охранялось авторским правом, оно должно быть выражено в объективной форме, например, опубликовано на сайте СМИ, а также иметь творческую составляющую наряду с новостью и статьей, о которых мы написали выше. Но не всегда конструкция «вопрос-ответ» имеет творческую составляющую. Например, вопрос «Что вы думаете о текущей обстановке в мире?» не является оригинальным, как и односложные ответы респондентов. Поэтому охраноспособность каждого конкретного интервью определяется индивидуально.

В интервью две стороны: тот, кто задает вопросы (корреспондент), и тот, кто на них отвечает (респондент). Права на интервью будут принадлежать его автору, но кто автор интервью — вопрос неоднозначный. Четкого определения автора интервью в гражданском законодательстве нет, тема крайне дискуссионная и каждый случай уникален.

Так как для охраноспособности важна творческая составляющая, автором будет тот, кто создал творческую часть. Например, если корреспондент на ответы респондента задавал творческие и оригинальные вопросы, он будет считаться автором. Хотя импровизация корреспондента больше относится к способу ведения интервью, а способы и идеи авторским правом не охраняются.

С другой стороны, автором интервью может быть признан интервьюируемый, так как ему принадлежит большая часть оригинальных авторских реплик. Но все же многие эксперты в своем мнении склоняются к соавторству двух сторон. Поэтому журналисту, который берет интервью у респондента, следует заручиться письменным согласием на дальнейшее обнародование материала, составленного по результату их разговора. Например, такое согласие может быть выражено путем составления договора, в котором предусмотрено отчуждение исключительного права в пользу автора, а также обозначены условия использования интервью в дальнейшем.

Авторские права на телевидении

Формат — это особенность медиапродукта, отличающая его от других. На телевидении множество разных форматов передачи информации: новости, документальные передачи, спортивные трансляции, фильмы, комедии, сериалы, интервью и многое другое. На телевидении авторские права принадлежат создателям медиапродуктов: продюсерам, режиссерам, сценаристам и другим. Чтобы иметь право транслировать передачу, телевизионная компания заключает с правообладателями лицензионные договоры для трансляции продуктов.

При этом многие форматы реализуются по задумке иностранных коллег. Например, всеми известное шоу «Поле чудес», вышедшее в 1990 году — это аналог американского «Колеса Фортуны», выпущенном в 1975 году. Идея «Вечернего Урганта» взята из шоу Джимми Киммела, а «Битвы Экстрасенсов» — от британского шоу «Телепатический вызов Британии».

Западные передачи выпускаются по лицензии. Например, сериал «Моя прекрасная няня» от «Амедиа», транслировавшийся каналом СТС, был снял по мотивам американского сериала «Няня». Телеканал купил лицензию, по которой производил и публиковал контент.

В создании медиапродукта на телевидении участвуют десятки людей. Если канал А хочет транслировать передачу канала Б, ему нужно получить согласие от правообладателей материалов, которые входят в медиапродукт. Это не очень удобно, так как заключать договор с каждым соавтором может быть затруднительно.

Поэтому, если телеканал хочет транслировать какой-либо медиапродукт, он обращается в общество по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Подобные организации являются посредниками между правообладателями и пользователями. В России к таким относятся:

  • Российское Авторское Общество (РАО)
  • Российский Союз Правообладателей (РСП)
  • Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС)
  • Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства (УПРАВИС)

Средства, собранные с пользователей, выплачиваются правообладателям за вычетом комиссии, удерживаемой в счет расходов самой организации.

Согласно ст. 1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач. Формат телепередачи относится больше к идеям и концепциям, поэтому не может быть признан объектом авторских прав. Но это не значит, что защитить его нельзя. Например, можно написать сценарий с четким описанием характерных особенностей персонажей и их костюмов. Музыкальное сопровождение, визуальное оформление и какие-то характерные черты программы тоже будут объектами авторских прав.

При написании сценария к оригинальной передаче автору будут принадлежать авторские права на текст. Регистрировать авторские права по российскому законодательству не нужно, они принадлежат автору по факту создания произведения. Но чтобы избежать ситуации, при которой, в том числе сценарий, будет неправомерно использован кем-то еще, стоит защитить свою работу до обнародования. Одним из самых современных способов подтвердить авторство считается электронное (цифровое) депонирование.

Зафиксируйте свое авторство
перед публикацией сценария
Получить свидетельство о депонировании

При депонировании автор помещает файл со сценарием в защищенную цифровую ячейку, ее содержание недоступно третьим лицам, фиксируется авторство, дата и время регистрации. Процедура подтверждается официальным свидетельством. Можно указать соавторов и процентное соотношение их долей в произведении. Свидетельство о депонировании будет одним из правоподтверждающих документов и доказательств авторства даже в ходе судебных разбирательств.

Смежные права и соавторство в журналистике

Когда произведение создается совместным творческим трудом нескольких людей, между ними возникает соавторство (ст. 1258 ГК РФ). Даже если журналист написал большую часть статьи, а другой автор вставил в него пару абзацев, авторы могут претендовать на получение дохода от использования третьими лицами в равных долях, но иные пропорции могут быть предусмотрены соглашением между ними. Далее, для реализации журналистской работы, созданной в соавторстве, нужно будет заручиться согласием всех авторов, принимавших участие в ее создании. Ни один из соавторов не вправе запретить использовать другим соавторам произведение без достаточных оснований.

Смежные права — это права, смежные с авторскими. Они возникают в момент, когда объект становится доступным для восприятия. К ним относятся права эфирных и телевещательных организаций, производителей фонограмм, публикаторов на реализованные ими результаты интеллектуального труда. Например, продюсерский центр создал и записал новое шоу, а телекомпания транслировала его в эфире — ей будут принадлежать смежные права.

В печатных журналах авторские и смежные права тоже реализуются. Например, смежные права будут принадлежать публикатору, который обнародовал или организовал обнародование произведения в печатном издании. Права публикатора в соответствии со ст. 1337 ГК РФ охраняются в том случае, когда гражданин (физическое лицо) обнародовал ранее не обнародованное, но написанное произведение, и с момента смерти автора прошло более 70 лет.

Для возникновения и охраны смежных прав по российскому законодательству не требуется регистрация или другие формальности. Но необходимо получить согласие автора или правообладателя объекта интеллектуальной собственности на его реализацию. Сделка может быть оформлена лицензионным договором, при котором права переходят ограниченно, например, сообщение телепередачи можно транслировать в течение 5 лет или только на одном телеканале. Если не получить согласия правообладателя, чей объект используется, то будут нарушены авторские права.

Правомерное использование произведений

Законодательство в сфере журналистики включает в себя несколько нормативных актов, один из них — Федеральный Закон «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ), который регулирует отношения между обществом, государством, издателем, редакцией, автором и СМИ. Но все же главный документ, в котором описаны авторские права представителей креативной сферы — 4-ая часть Гражданского кодекса Российской Федерации.

Чтобы выпускать авторские материалы и не нарушать интеллектуальные права журналиста или издательства, сделки рекомендуется оформлять в письменном виде. Для заказа статьи и отдельных журналистских материалов можно заключать договоры авторского заказа, для публикации уже готовых материалов из других источников — лицензионный договор. Выбор договора будет зависеть от ситуации.


Изображение
Защитите свои произведения
Переходите в личный кабинет и управляйте
своей интеллектуальной собственностью онлайн
Депонировать


Поделиться
icon
Контакты
АО «Национальный Реестр интеллектуальной собственности»
По вопросам партнерской программы и услуги Antipiracy:
127055, Россия, г. Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте
По вопросам депонирования, регистрации имени и псевдонима, регистрации в ОКУП:
123104, Россия, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1
Пн. - пт. -
Посмотреть на карте