Содержание
Авторские права подлежат обязательной регистрации
Авторские права не нужно регистрировать — я, как автор, всегда буду прав
Найденное в Интернете можно использовать без ограничений
Любое использование без согласия автора является нарушением
При отсутствии знака копирайта © объект можно использовать
Если указать автора и источник, любой объект можно использовать
Существуют объекты без авторских прав, которые можно использовать любым способом
Допускается использование чужой интеллектуальной собственности в некоммерческих целях
Авторские права теряются, если не использовать объект
Если изменить объект — это будет другое произведение, значит авторские права не нарушаются
В России авторское право не защищается, при нарушении ничего страшного не произойдет
Вокруг интеллектуальной собственности сложилось множество стереотипов. Особенно о допустимости использования контента в Интернете: кто-то считает, что попавшее в сеть становится общественным достоянием, кто-то, наоборот, — что ни при каких обстоятельствах нельзя копировать чужое творчество. В статье мы собрали самые популярные мифы об авторском праве, разбираем ложные утверждения и выясняем, какая версия верна с точки зрения законодательства.
Стереотип:
Авторские права необходимо регистрировать.
Опровержение:
Это заблуждение, поскольку для возникновения авторских прав не требуется в обязательном порядке соблюдать формальности по фиксации принадлежности. Авторские права появляются по факту создания произведения литературы, науки, искусства. Требований к обязательной регистрации авторских прав законодательством не установлено. Меры, которые принимают создатели интеллектуальной собственности, чтобы защититься от спорных ситуаций или несанкционированного использования, носят добровольный характер. Согласно статье 1257 Гражданского кодекса РФ, автором считается тот, чьим трудом создано произведение — кто указан в оригинале или экземпляре произведения в качестве автора, если не доказано иное.
Для некоторых объектов, например, программ для ЭВМ, предусмотрена регистрация в Роспатенте на добровольной основе. Для заявителей это возможность получить свидетельство на программу для ЭВМ или базу данных, которое является официальным документом, подтверждающим принадлежность исключительных прав на данную программу и закрепляющим дату приоритета.
Стереотип:
Отсутствие требования к регистрации авторских прав означает, что доказать авторство легко и просто.
Опровержение:
Право интеллектуальной собственности — сложная отрасль, включающая в себя целый комплекс правовых норм. Этот институт лишь начинает свое развитие, и в различных источниках приводится неверная информация об авторских правах. Отсутствие требований к регистрации не означает, что создателю произведения легко доказать свое авторство в спорной ситуации. Вокруг авторских прав очень часто возникают споры, и суду приходится устанавливать, кто прав, кто виноват. В некотором смысле это ловушка для авторов: вроде как и права регистрировать не требуется, но в спорных ситуациях доказывать свое авторство нечем.
Многие считают, что в случае воровства их произведения они сами, показав, например, наброски, смогут доказать авторство, но в реальности это дорого и долго: к участию в специальной процедуре атрибуции привлекаются эксперты — автороведы или искусствоведы. Специалисты самостоятельно и с помощью компьютерных программ анализа текста проводят лингвистический и стилистический анализ, выявляя стиль написания. Подробнее о том, как доказать свое авторское право, можно прочитать в этой статье.
В реальности, даже если у автора есть наброски, а у конкурента — готовый продукт, например, уже изданная книга или задепонированный текст, часто даже при наличии подтверждающих документов во главу угла ставится определение времени создания произведения. Судебная практика признает принцип временного приоритета — кто первый создал произведение, тот и автор.
Стереотип:
Если текст или картинка размещены в Интернете, значит, их можно свободно использовать.
Опровержение:
Не существует произведений, появившихся из ниоткуда, не имеющих автора или правообладателя. Иногда его данные неизвестны, но это не значит, что создатель не заявит о своих правах, если его работу несанкционированно скопируют. Например, одна из газет Кирова опубликовала фотографию, найденную в Интернете. За неимением подписи изображение опубликовали с пометкой, что автор неизвестен. Автор снимка обратился в суд и получил 40 000 рублей компенсации за нарушение авторских прав и 5 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Не имеет значения, что фотография уже доступна в Интернете: у автора всегда нужно спрашивать разрешение на ее использование. Если вам не удалось найти автора, лучше не использовать картинку вовсе.
Зачастую создатели произведений действительно допускают использование творчества третьими лицами, но исключительно в личных целях, например, только для домашнего просмотра. Нередко скачанное из Интернета используют для копирования и продажи, например, печатают принт на футболке или кружке, используя чужую картинку без разрешения автора. Если личное использование может быть правомерным, то распространение и продажи считаются пиратством.
Также отметим, что выкладывать в свободный доступ можно произведения, реализованные по открытой лицензии. В соответствии со статьей 1286.1 Гражданского кодекса РФ, все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы пользователь мог ознакомиться с ними перед началом использования произведения. В открытой лицензии может содержаться указание на действия, совершение которых будет считаться принятием ее условий.
Во всех остальных случаях не имеет значения, что произведение размещено в Интернете: для их использования необходимо получить согласие правообладателя.
Стереотип:
На использование любого произведения нужно получить согласие автора.
Опровержение:
Гражданский кодекс РФ устанавливает условия правомерного пользования результатами чужого интеллектуального труда: порядок, пределы, условия. В частности, в определенных случаях законодательство допускает заимствование, но только на условиях соблюдения правила об обязательном цитировании, которое установлено статьей 1274 Гражданского кодекса РФ. Цитировать работы других авторов без выплаты вознаграждения допустимо в научных, учебных, полемических, критических, информационных целях для иллюстрации, подтверждения или опровержения утверждений автора.
Заимствовать информацию разрешается только в том объеме, который требуется для иллюстрации той или иной мысли, он должен оправдываться целью цитирования. Допустимый объем в законодательстве четко не очерчен: он индивидуален для каждого случая. При использовании частей чужого творческого труда необходимо всегда указывать имя автора и источник: таковы правила цитирования.
Стереотип:
Определить, защищен ли объект авторским правом, можно по знаку копирайта ©. При его отсутствии произведение можно использовать по своему усмотрению.
Опровержение:
Использование знака копирайта © — это право автора, а не обязанность. Согласно статье 1271 Гражданского кодекса РФ, правообладатель вправе использовать на каждом экземпляре произведения знак охраны авторского права — латинскую буквы «C» в окружности, имя или наименование правообладателя, год первого опубликования (выпуска в обращение). По сути, это предупредительный инструмент для оповещения о принадлежащем исключительном праве, и в спорных ситуациях суды принимают во внимание наличие указанной маркировки. Но на охраноспособность произведения знак копирайта не влияет: его отсутствие не означает, что объект лишен правовой защиты.
Стереотип:
Главное — ссылаться на автора и источник, тогда можно использовать любой объект, не нарушая авторские права.
Опровержение:
Это самое большое заблуждение. Упоминание автора — знак хорошего тона, но такое действие не является выполнением всех требований законодательства. Получение согласия автора на любое использование его произведения обязательно, исключением является цитирование. Срок охраны исключительного права на произведения литературы, науки или искусства составляет 70 лет после смерти автора, затем оно получает статус общественного достояния и может свободно использоваться любым лицом без получения согласия, разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Тем не менее, и в этом случае необходимо указывать имя автора и оставлять произведение неизменным, так как это личное неимущественное право автора, оно неотчуждаемо и всегда закреплено за ним.
Стереотип:
Есть объекты, которые не защищены законом: например, музыка, графика для сайта, фотографии без авторских прав.
Опровержение:
Это распространенный миф. За музыкой, графикой для сайта и фотографиями всегда стоит конкретный автор. У создателя есть имущественное исключительное право, связанное с использованием работы и получением вознаграждения, и личные неимущественные права — право авторства, право на имя, право на обнародование и отзыв произведения. Исключительное право может передаваться другим лицам в коммерческих и некоммерческих целях, в том числе, по решению автора — для использования произведения без ограничений, любыми способами. От неимущественных прав отказаться невозможно, по статье 1228 Гражданского кодекса РФ отказ от этих прав ничтожен, поскольку их нельзя отчуждать или передавать. Именно по этой причине даже при использовании любых видов чужой интеллектуальной собственности важно соблюдать основные личные неимущественные права создателя произведения, указывая его имя.
Есть лишь несколько исключений, отдельно оговоренных в статье 1259 Гражданского кодекса РФ. Например, объектами, на которые не распространяются авторские права, являются официальные документы властей, произведения народного творчества, сообщения информационного характера — новости дня, расписания транспорта, программы телепередач.
Также существуют орфанные, «сиротские» произведения (от английского orphan — сирота) без определенного законодательством правового статуса, когда автор или его местонахождение не идентифицированы. Механизм использования неясен: установить создателя невозможно, а срок действия авторского права — 70 лет после смерти, может не истечь. Минкультуры РФ подготовило законопроект, который регламентирует порядок использования орфанных произведений. Предлагается считать автором лицо, которое первым проявит интерес и проведет поиски создателя. До тех пор, пока предложенные поправки в Гражданский кодекс РФ не приняты, использовать произведения с неустановленным автором можно только на свой страх и риск.
Стереотип:
Если использовать результаты интеллектуального труда другого автора не для коммерческих целей, например, публикуя чужую фотографию в своих соцсетях, проблем не будет.
Опровержение:
Это легенда тех, кто далек от сферы интеллектуального права. В правилах социальных сетей, которые подписывает каждый пользователь при регистрации, существует особый порядок использования публикуемого контента. Объем подтверждаемых и передаваемых прав платформе стоит уточнять в каждом конкретном случае. Важно помнить, что функция «репост» платформы не равна согласию автора на публикацию контента.
Любое неправомерное использование произведения — нарушение прав автора, вне зависимости от целей того, кто воспользовался чужой работой, на что указывается в статье 1270 Гражданского кодекса РФ. Мотивы и методы могут иметь значение при оценке степени тяжести правонарушения и, соответственно, при применении наказания. Например, при определении размера компенсации за нарушение авторских прав.
Стереотип:
На идеи, которые приходят в голову, можно получить патент.
Опровержение:
В соответствии с п. 5 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, на идеи, концепции и принципы авторское право не распространяется. Идея должна быть формализована, то есть иметь конкретное выражение на бумаге, в файле, любом наброске или чертеже и так далее. Например, для произведений в текстах: мало придумать сюжет будущего романа, нужно написать черновой или готовый к выходу в свет вариант книги, тогда она может быть защищена как самостоятельное литературное произведение. Если речь об изобретении, полезной модели и т.п., недостаточно держать его в голове, поскольку авторское право охраняет форму, а не содержание. Поэтому единственный способ «запатентовать идею» также предполагает ее конкретное выражение. Необходимо подробно описать механизм работы, методы реализации, область применения объекта и тогда можно запатентовать конкретное техническое решение. По патентной заявке проводится экспертиза, по результатам которой выносится решение — выдать патент или отказать.
Стереотип:
Если создатель произведения не обнародует его в течение определенного времени, он теряет авторские права.
Опровержение:
Автор имеет полное право не использовать результаты своей интеллектуальной деятельности. Отсутствие действий, нежелание обнародовать произведение не влияет на защиту авторских прав. Личными неимущественными и имущественными правами автор обладает по факту создания произведения, а не обнародования, а как использовать, остается на усмотрение автора. Более того: автор может наложить запрет на обнародование своего произведения. Существует только одно исключение: если работа создается в рамках трудового договора, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, но, если он в течение 3 лет с момента создания произведения не начнет его использовать, права возвращаются автору.
Стереотип:
Если изменить объект, например, сделать аранжировку музыки, создается другое произведение, поэтому авторские права не нарушаются.
Опровержение:
Еще один из самых популярных мифов об авторском праве. Новое произведение, которое создано на основании другого, ранее существовавшего, называется производным. К производным произведениям относятся: музыкальная аранжировка, театральная и кино- постановка, конспектирование... На производные произведения авторское право распространяется и для публикации точно так же требуется согласие автора первоначального произведения на его переработку, иначе его права будут нарушены.
Стереотип:
За нарушение авторских прав никакой ответственности в России не будет.
Опровержение:
Нет, за нарушение авторских прав предусмотрена ответственность. Система защиты создателей произведений и наказания нарушителей не идеальна, но она работает.
Гражданско-правовой порядок предусматривает взыскание причиненного правообладателю материального ущерба, а также морального вреда путем выплаты различных компенсаций.
В случае, когда произведения незаконно используются лицом, не имеющим на то прав, автор может обратиться в суд и потребовать возмещение ущерба в виде компенсации на основании ст.1301 Гражданского кодекса РФ. Признание судом вины нарушителя ведет к присуждению выплаты правообладателю убытков и компенсации морального ущерба на основании судебного решения.
Стоимость компенсации определяется на основании решения суда и составит от 10 тыс. до 5 млн руб. с учетом характера нанесенного ущерба, в двукратном размере цены правомерного использования объекта авторского права или работы аналогичного содержания. Одновременно с компенсацией автор, права которого были нарушены, может предъявить следующие требования:
Российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконное использование объектов авторских прав на основании ст. 146 УК РФ в виде штрафа, исправительных работ, ареста и в особо тяжелых случаях — лишения свободы на срок до 6 лет. Максимальную меру уголовного наказания в виде судимости назначают в случае серьезного ущерба в особо крупных размерах. О том, как получить компенсацию за нарушение авторских прав, читайте в статье.